Posted 13 августа 2021, 03:30
Published 13 августа 2021, 03:30
Modified 2 июля 2023, 08:09
Updated 2 июля 2023, 08:09
12 августа в городе Сочи скончался бывший мэр Красноярска Петр Пимашков. Красноярском Петр Иванович управлял 15 лет, и сегодня мы решили вспомнить о градостроительных новинках, с которыми он познакомил горожан. Не все его нововведения отличал тонкий вкус, но до Пимашкова красноярцы такого не видели.
Пожалуй, самый яркий и запоминающийся образ пимашковской эры. Во времена Петра Ивановича фонтаны были для красноярцев вечной темой для беззлобных шуток, а самого мэра любя называли «Фонтанычем». Любимым полигоном для испытания новинок фонтанного дела была Театральная площадь. Именно там появился монументальный водосброс «Реки Сибири» и удивительный для того времени музыкальный фонтан с каким-то невероятным количеством струй. Ну и, конечно, фонтаны с вращаемыми водой гранитными шарами. Первый появился у Дома быта, а потом такие агрегаты расползлись по всему центру. Всего же фонтанов разного калибра и дизайна при Пимашкове поставили аж 130 штук.
Еще одной страстью Пимашкова были различного рода статуи и фигуры. Появилось их при нем великое множество. Культурная ценность и качество исполнения варьировались от посредственной до довольно высокой. Но после серых 90-х людям скульптуры нравились. За 15 лет правления Петра Ивановича в городе появились: Поздеев, Пушкин с женой, сантехник дядя Яша, фотограф, пьяница Дядя Вася и еще несколько десятков бронзовых дядь и теть.
Брусчатка — способ покрытия мостовых, в первенстве применения которых Красноярск почти на два десятка лет обогнал Москву. Пока жители первопрестольной пылили по асфальту, красноярцы гордо вышагивали по разноцветной плитке. Причем в первые годы плиточного режима она была действительно разноцветной. Особенно это было заметно на отрезке Мира от Робеспьера до Декабристов. Эту часть улицы тогда называли «Джинсовым рядом» магазины здесь располагались каждые 15 метров и каждый клал плитку своей расцветки. Черно-желто-сине-красно-зеленый тротуар то шел «елочкой», то расходился кругами, то рассыпался квадратами. Казалось, что идешь по персидскому ковру. Потом фантазию прижали нормативами и тротуары стали однороднее. Кстати, первая брусчатка в Красноярске появилась не на Мира, а на Диктатуры на отрезке улицы между Мира и Ленина.
Первой вертикальной клумбой в Красноярске стал жутковатый медведь у городской администрации, появившийся там в 2003-м году. По нраву он пришелся не всем, но мэр одобрил и клумбо-звери пошли гулять по городу. Жирафы в сквере Сурикова, знаменитые слоны на Копылова, петух у музыкального театра. Великое множество зверей и птиц в других районах города. Сейчас эти художества, справедливо признанные устаревшими, потихоньку убирают. Но тогда это казалось чем-то действительно особенным.
Были у Петра Ивановича какие-то странные приступы любви к определенной формы китайским поделкам. То вдруг по всему городу вырастали маленькие копии красноярского Биг-Бена, то вдруг дивные часы восточной наружности. Про хронографы ходила шутка «Что-то часики, Петр Иванович, не фонтан», что вполне отражало действительность. Последней дизайнерской любовью Пимашкова на посту мэра стали святящиеся пластиковые деревья. Сотнями встали они вдоль проспекта Мира, сияя всем цветовым спектром видимого света. Эти же деревья стали первой жертвой нового мэра. Придя к власти, Эдхам Акбулатов тут же сослал фосфоресцирующий лес на окраины, а затем деревья и вовсе убрали.
В городе, где на каждом углу фонтан, трудно было устоять и не засадить все пальмами. Вот Петр Иванович и не устоял. Пальмы в кадках выросли по всему центру Красноярска, удивляя гостей города и вселяя в горожан законную гордость. Зимой пальмы увозили в оранжерею, так как даже Пимашков не придумал другого способа сберечь тропическую растительность в -35. Сегодня пальмы уже не вывозят, а вот каштаны прижились.
Детство нежные деревья провели под стеклянными колпаками, но теперь вроде бы окрепли и даже пускают по весне знаменитые соцветия-свечи.