На Красноярскую ГЭС компании En+ Group доставили новое оборудование — два гигантских колеса на гидроагрегаты, которые позволят увеличить мощность станции и вырабатывать больше энергии, не затрачивая при этом больше воды, чем раньше. Это очередная большая поставка оборудования на КГЭС по комплексной программе модернизации сибирских ГЭС «Новая энергия».
Новые колеса везли из Санкт-Петербурга. В ночь на 8 сентября теплоход «Зеленга» вышел из питерского порта и за 29 дней преодолел Беломоро-Балтийский канал, Белое, Баренцево, Карское моря и Енисей, в конце пути причалив к Красноярской ГЭС. Капитан теплохода Геннадий Терентьев говорит, что в целом дорога обошлась без приключений, хотя пару суток из-за штормов пришлось постоять в море, а на Енисее — двигаться в тумане. Почти месяц экипаж из 11 человек не был на берегу и не стоял на земле. «Сидели закованные в железе», — описывает капитан, а помощник добавляет, что теперь «надо размагниться». Само судно «Зеленга» останется зимовать в Красноярске, а команда (как «размагнится») вернется в Питер.
Рабочие колеса на станции нужны непосредственно для производства энергии — они вращаются под напором воды и в том числе благодаря им гидроагрегат вырабатывает электричество. Каждое новое колесо весит под 250 тонн и по размерам сравнимо со, скажем, небольшим частным домиком в один, а то и два этажа. По несколько часов доставленное оборудование разгружали с судна, затем поместили на 80-колесный трак и доставили в машинный зал. Но доставка груза — это еще не все. В машинном зале колеса будут дожидаться капремонта и модернизации гидроагрегатов №6 и №10.
«Это долгожданная посылка, — делится мыслями заместитель главного инженера Александр Шистко. — Изделие выполнено по новейшим технологиям с высоким коэффициентом полезного действия. Теперь на ГЭС на единицу выработки будет тратиться меньше энергоносителя, то есть меньше воды. Эффективность станции возрастет — можно будет выработать больше электроэнергии, затрачивая то же количество воды».
Первое колесо начнут устанавливать в декабре, второе — уже в следующем году, рассказал главный инженер Красноярской ГЭС Евгений Комиссаренко. Это длительный процесс — на полную замену и ввод в эксплуатацию колеса в одном гидроагрегате, по его словам, может уйти до полугода.
Всего на гидроагрегатах Красноярской ГЭС установлено 12 колес подобного типа, большинство из них отработали уже больше 50 лет. В 2017 году началась их поэтапная замена — тогда на гидроэлектростанцию также морем из Петербурга доставили два новых колеса, которые установили и запустили в начале и конце 2018-го. На ГЭС тогда рассказывали, что за несколько месяцев после замены колеса первый обновленный агрегат показал улучшенные характеристики: снизились вибрация, пульсации мощности и потеря энергии, а коэффициент полезного действия повысился с 94% до 96,7%.
Красноярская ГЭС заключила долгосрочный контракт на поставку таких колес и на следующих этапах придут еще четыре из них (два — уже в 2022 году). Со временем оборудование заменят на всех 12 гидроагрегатах.
Все это — часть большой комплексной программы компании En+ Group, основанной Олегом Дерипаской, которая называется «Новая энергия». По программе поэтапно модернизируют оборудование не только на Красноярской, но и на других сибирских гидроэлектростанциях — Братской и Усть-Илимской. Программа должна помочь увеличить производство электроэнергии, частично заместить энергию угольных станций и сократить выбросы парниковых газов.