14, 15 и 16 марта в разных городах России проходила забастовка — владельцы и сотрудники части пунктов Wildberries переставали выдавать заказы или вовсе не открывали точки, некоторые увольнялись.
Акция протеста проходила на Дальнем Востоке, в Кузбассе, Красноярском крае (но не в Красноярске), на Урале, в Москве, Петербурге и других городах. Работники требовали отменить новую систему огромных штрафов. Например, как сообщали СМИ, по новым правилам сотрудники пунктов выдачи должны оплачивать 100 % стоимости бракованных и возвращенных товаров, а до уплаты штрафов вывести зарплату нельзя. Некоторые работники сообщали об огромных суммах штрафов, однако возможности их оспорить отменили.
В забастовке участвовали и пункты, которые открылись по франшизе, их владельцы являются индивидуальными предпринимателями. СМИ писали, что после протестов к ним приезжали, чтобы изъять товар.
Реакция руководства на местах и в головном офисе была разной — от штрафов и увольнений до вызова полиции, медиков, а кое-где дошло и до рукоприкладства.
Сотрудник пункта Wildberries в Сибири, пожелавший остаться анонимным, рассказал «Проспекту Мира», как получил, по его мнению, необоснованный штраф в 5000 рублей за возврат шубы покупательницей.
«Схема обмана сотрудника проработана до идеала. На моём примере: пришла шуба ценой в 50 000 рублей, клиентка померила её, не подошла по размеру. Я полностью осмотрел её, вещь была в идеальном состоянии, и отправил в возврат. Через 4 дня пришёл штраф за брак 5 000 рублей, что обидно — без объяснений. После я посмотрел через программу, в какое место дальше отправилась эта шуба, оказалось, что её продали на другом пункте. В итоге просто украли из моего кармана 5 тысяч».
По словам сотрудника, долги копятся быстро и могут достигать огромных сумм. Он утверждает, что руководство может пугать юристами, чтобы вернуть деньги.
Прокуратура начала проверку на возможное нарушение трудовых прав. В телеграм-канале «Mega Бунт», который объединил недовольных владельцев и сотрудников, писали о том, что готовы подавать иски в суд. Там же появились сообщения, что Wildberries начала расторгать договоры.
В самой компании Wildberries позже заявили, что закрыли несколько пунктов выдачи.
«Как мы вчера и предупреждали, что с «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности. Было закрыто несколько таких пунктов, из них мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям, покупателей мы проинформировали о переносе их заказов в другие ПВЗ», — сообщили РБК в пресс-службе Wildberries.
Ситуацией заинтересовались в Госдуме, депутаты встретились с представителями компании и пунктов. Подключились Минтруд, Генпрокуратура и другие ведомства.
Теперь стало известно, что Wildberries решил приостановить начисление штрафов для сотрудников пунктов выдачи, когда покупатели получают товары, которые не соответствуют заказанным. Компания обещает доработать новую систему контроля. Утверждается, что уже отменили более 10 тысяч штрафов. Систему обратной связи с сотрудниками и партнерами тоже обещали доработать.