Posted 13 апреля 2023,, 20:00

Published 13 апреля 2023,, 20:00

Modified 14 апреля 2023,, 03:15

Updated 14 апреля 2023,, 03:15

Космическое противостояние: что будет с космонавтикой в России?

13 апреля 2023, 20:00
Роскосмос стал активно анонсировать новые разработки, докладывать о всевозможных прожектах, усиливая активность в инфополе. Однако, какие реальные шансы у российской космонавтики, с учетом того, что она оказалась в изоляции от мира?

Журналисты «Новых Известий» заметили, что в течение длительного времени не было значимых новостей от «Роскосмоса». Иногда казалось, что его деятельность ограничивается запуском небольшого количества спутников по заказу правительства и Министерства обороны. Однако, в начале 2023 года организация под руководством Юрия Борисова начала наверстывать упущенное: новости из сферы ракетостроения, изучения космоса, научных программ и межпланетных полетов стали появляться одна за другой.

Реализация планов по покорению космоса стала ударной пятилеткой. В первую очередь, объявили конкретику по Российской орбитальной служебной станции (РОСС). Ее развертывание начнется в 2027 году, на первоначальный этап потратят до 350 миллиардов рублей, а на весь проект, включая строительство инфраструктуры, потребуется до 600 миллиардов рублей. Чтобы не оставаться без пилотируемой космонавтики до момента создания РОСС, «Роскосмос» предложил продлить работу МКС до 2028 года.

На космодроме «Восточный» до конца 2023 года планируют завершить работы по созданию стартового комплекса для долгожданных ракет «Ангара-А5».

Работы по подготовке инфраструктуры для космодрома «Ангара» начались в 2018 году, но временно были остановлены в 2021 году из-за обнаруженных нарушений. Однако к концу года космодром должен быть полностью готов к запуску ракет. Кроме того, к концу 2023 года планируют закончить первый летный образец ракеты «Союз-5», который будет использоваться вместе с модифицированным «Зенитом» в 2024 году. В

России также продолжается разработка новой многоразовой ракеты с метановыми двигателями «Амур». ГРЦ им. Макеева представило проект многоразовой одноступенчатой ракеты «Корона» — она уникальна из-за отсутствия отбрасываемых ступеней. Несмотря на то, что в России до сих пор используются одноразовые первая и вторая ступени, зарубежные частные компании научились возвращать первые ступени ракет, чтобы экономить деньги. В России также продолжается работа над освоением более дальнего космоса, включая планируемый запуск спускаемого аппарата «Луна-25» в июле 2023 года и возможность посещения Луны российскими космонавтами через 7-10 лет. Наконец, ГНЦ «Исследовательский центр им. М. В. Келдыша» разрабатывает и проводит испытания ионного двигателя для космического ядерного буксира «Зевс», который может быть использован для межпланетных полетов.

Кроме того, в России пытаются осваивать дальний космос. В сентябре 2022 года отменился запуск спускаемого аппарата «Луна-25», сейчас его перенесли на 13 июля 2023 года. В планах, что российские космонавты смогут посетить Луну уже через 7-10 лет. Планов много, но насколько они реальны — неизвестно.

Раньше «Роскосмос» существовал в рамках международной кооперации, зарабатывал на доставке на орбиту спутников, грузов и людей. Сейчас международное сотрудничество свелось к тому, что «Роскосмос» смог договориться с Европейским космическим агентством о возврате в Россию оборудования по закрытому проекту «ЭкзоМарс-2022» и с «NASA» о продолжении перекрестных полетов. Даже Казахстан за долги «Центра эксплуатации объектов космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) арестовал стартовую площадку на Байконуре, которая могла бы использоваться для пуска «Союза-5».

А вот в США регуляторы дали «SpaceX» Илона Маска разрешение совершить пробный запуск «Starship» — полностью многоразовой, самой большой в мире двухступенчатой ракеты, вторая ступень которой может использоваться как полноценный космический корабль для полета на Марс.

С начала 2023 года «SpaceX» уже совершил 23 успешных запуска «Falcon 9». «Роскосмос», кстати, пока совершил только 6 пусков ракет. А 21 марта на орбиту Луны вышел посадочный модуль «Hakuto-R» от частной японской компании «ispace». Если посадка пройдет успешно, то «Hakuto-R» станет первым в истории частным аппаратом на поверхности Луны.

Запуски частных ракет после «SpaceX» и новозеландской «RocketLab» и вовсе стали обыденностью. Недавно прошел первый пробный пуск ракеты «Terran 1» от компании «Relativity Space». Отличительная особенность ракеты — она почти полностью изготовлена по технологиям 3D-печати. В начале апреля в Китае первый успешный полет совершила ракета «Тяньлун-1» от частной компании «Beijing Tianbing Technology» (Space Pioneer).

С современными технологиями космос становится ближе, космос становится доступным для частных компаний. Так стоит ли космонавтика таких больших вложений человеческого и финансового ресурса со стороны государства. Популяризатор космонавтики Филипп Терехов считает, что нужно.

«Большие государственные агентства позволяют реализовывать крупные, долгие и дорогие проекты, не обещающие немедленной прибыли. Крупное космическое агентство может выращивать новые частные компании, как это сделало NASA со SpaceX и не только. Частники получают заказы, приобретают компетенции, расширяют и двигают вперед рынок космических услуг. Роскосмос дает возможность запустить свой спутник студентам и даже школьникам, такие проекты бесценны для воспитания нового поколения инженеров, даже если они не свяжут свою взрослую карьеру непосредственно с космосом».

Терехов дополняет, что противостояние «колоссальных» космических агентств и частных космических компаний во многом полемическое, они решают разные задачи на разных уровнях и дополняют друг друга, а не конкурируют. Журналист и популяризатор космонавтики Виталий Егоров тоже уверен, что без госучастия частной космонавтики не существовало бы.

«Несмотря на то, что государственные космические агентства не просто продолжают свою деятельность, но некоторые даже наращивают, например, американское или китайское, им внимания уделяется не так много, потому что это более привычный вид деятельности, он длится десятилетия, начинался еще в 60-е, и это просто стало рутиной. Но масштаб деятельности космических агентств все равно превосходит все достижения частной космонавтики. Тот же SpaceX большинство программ ведет в государственных интересах. И когда мы смотрим на успешность частных компаний в разных странах, то это почти прямо пропорционально связано с тем, насколько государство способствует успеху этих частных компаний».

Итак, ни без государственных корпораций, ни без частных компаний современный космос представить уже невозможно. Сейчас темпы развития космической отрасли за рубежом оказываются более интенсивными и продуктивными.