Posted 23 октября 2023, 07:06

Published 23 октября 2023, 07:06

Modified 23 октября 2023, 07:06

Updated 23 октября 2023, 07:06

В Дудинке прошёл фестиваль северных музеев

23 октября 2023, 07:06
Фестиваль северных музеев, который прошёл в Таймырском краеведческом музее, собрал местных жителей, а также музейных экспертов со всей страны. Основной темой обсуждения были новые музейные технологии, в том числе использование блокчейн.

Один из примеров — проект Государственного Эрмитажа и группы «Интеррос».

Фестиваль посетили представители музеев из Архангельска, Якутска, Нарьян-Мара, Мурманска, Сыктывкара, Енисейска, Шушенского, а также делегации из Москвы и Санкт-Петербурга. Местные жители приняли участие в квестах, презентациях, мастер-классах и интерактивных программах.

В рамках фестиваля посетители и эксперты ознакомились с новыми цифровыми практиками привлечения финансирования для реставрации и развития музеев, а также с проектами музейных виртуальных пространств. Среди пионеров цифровизации музеев на сегодняшний день можно выделить «Тейт» в Лондоне и Британский музей.

В северных широтах

В течение последних лет технологии шагнули вперед и вышли далеко за пределы полярного круга. Одним из таких примеров является международная программа под названием «Взаимодействие культур и природного наследия в северной среде» (CINE), созданная при поддержке музея NORD в Норвегии. Организаторам удалось разработать мобильные приложения и полноценные реконструкции с использованием дополненной реальности и 3D-сканирования. Это позволяет зрителям погрузиться в историю и буквально оказаться на месте происходящих событий.

Государственный Эрмитаж также идет в ногу со временем. Его партнерский проект с группой «Интеррос» по цифровизации фресок школы Рафаэля вызывает интерес не только у представителей музейной индустрии, но и у частных коллекционеров.

Суть проекта

Суть проекта заключается в выпуске NFT — цифровых финансовых активов — на фрески мастерской Рафаэля и его учеников. Приобретатели таких активов финансируют реставрацию экспонатов Эрмитажа и получают эксклюзивные цифровые права на образ фресок до их восстановления, а также на различных этапах реставрации. Токены можно продавать, а цена их может со временем вырасти. Кроме того, владельцы могут экспонировать изображения фресок, что даст возможность увидеть сокровища коллекции Эрмитажа желающим в самых отдаленных уголках страны.

Под цифровизацию в рамках проекта попали три фрески Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу».

Также есть примеры приобретения музеями NFT современных художников: парижский музей современного искусства купил несколько NFT в свою коллекцию.

«Самый дорогой товар в наши дни — это эмоции. Поэтому музеям необходимо создавать качественный продукт, гибкий и соответствующий потребностям посетителей. Цифровые технологии предоставляют традиционным музеям новую платформу для демонстрации коллекций и создания инновационного опыта, доступного в любое время и в любом месте», — прокомментировал заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук МГХПА имени С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.

Эксперт отметил, что восстановление сложных исторических предметов традиционной культуры коренных народов, таких, например, как культовые костюмы шаманов, требует особого подхода. Традиционные методы реставрации могут оказаться в этом случае недостаточными. Однако использование 3D-сканирования и искусственного интеллекта позволяет достичь большей эффективности и точности в работе реставраторов.

Привлечь молодых

Эксперты отмечают, что применение новых цифровых технологий и блокчейна в музейной сфере помогает привлечь внимание молодежи и подростков. Число онлайн-посещений музейных ресурсов за последние годы увеличилось в несколько раз по сравнению с числом реальных посетителей за год. Музеи могут посмотреть люди из разных уголков земли.

«Некоторые крупные музеи, галереи и даже аукционные дома уже сейчас налаживают творческий союз с Метавселенными, открывая в виртуальном пространстве свои „цифровые филиалы“ для того, чтобы сохранить свою актуальность в наступающую эпоху Web3», — отметил Кирилл Гаврилин.

Подпишитесь