По мнению директора Центра экономической экспертизы НИИ ВШЭ Марселя Салихова, для нефтяных компаний экспорт более выгоден, чем продажа на внутреннем рынке даже с учетом демпфера.
Топливный демпфер — это механизм, позволяющий нивелировать влияние внешнеэкономических и геополитических факторов на ценообразование на топливо на внутрироссийском рынке.
Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, устанавливаемой законодательно. Если эта разница положительная, то есть экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям. В обратном случае компании платят в бюджет.
В интервью «Новым Известиям» Салихов заявил, что приостановка запрета на экспорт бензина связана с желанием правительства посмотреть на реакцию с точки зрения цен и доступности на внутреннем рынке.
«Если все будет более или менее нормально, произойдет постоянная отмена, хотя бензина экспортируется не так много. Открытых данных по запасам нет. Скорее всего, компании сообщают в Минэнерго и правительство напрямую, поэтому сложно судить, насколько произошло затоваривание бензином», — отметил он.
Как сообщили в Минэнерго, по данным на 15 мая запасы автомобильных бензинов в стране составляют 2,1 миллиона тонн и этого достаточно для того, чтобы покрыть потребности России.
Старший эксперт института энергетики и финансов Александр Титов считает, что на данный момент для бюджета (через налоги) и компаний (продажа на экспорт) полезно избавиться от излишков бензина.
«Речь идёт о 100 — 200 тысячах тонн в месяц. У нас экспорт бензина никогда большим не был. Даже зимой, когда идёт рост экспорта. А летом вообще минимальный, исторически. Цистерн хватит точно, это не такие большие объёмы. Одного дизеля в год вывозится под 20 миллионов тонн», — говорит Титов.
По мнению Марселя Салихова, нефтяным компаниям не очень интересен внутренний рынок, несмотря на доплаты.
Он отмечает, что демпфер только на две трети компенсирует разницу между поставками на внутреннем рынке и на экспорт.
«Даже когда правительство вернуло демпфер в полном объеме, все равно разница полностью не компенсируется, только две трети экспортного нетбэка (цена экспортного паритета) и поставок на внутренний рынок», — говорит он.
Также Александр Титов рассказал о новом правиле, которое ввели в 2023 году. Так, если средняя биржевая цена на бензин или дизель, превысит определенный порог, то демпфер лишаются все компании на месяц.
«Роснефть предложила разделить эти два продукта и ввести мораторий на обнуление на полгода, — заявил эксперт.
Титов считает, что на данный момент все опасаются повышать цены и стремятся к тому, чтобы на внутреннем рынке не было дефицита. Именно поэтому Минфин отклонил предложение Роснефти.