Posted 7 июня, 12:10
Published 7 июня, 12:10
Modified 8 июня, 04:15
Updated 8 июня, 04:15
Журналисты «Новых Известий» попробовали разобраться, помогут ли новые налоги залатать эту дыру, и какие есть выходы, если не помогут.
В прошлом году дефицит составил 3 трлн рублей, но на последующие годы власти обещали сокращение дефицита. Например, на 2024 год бюджет сверстан с кассовым разрывом 1,5 триллиона, но по факту, его увеличили больше чем в 2,5 раза.
«Правительство уже внесло в Госдуму поправки к бюджету на 2024 год. Если плановый дефицит был 0,9%, то сейчас он повышен до 1,1%. Считается, что это возникло из-за опережающего авансового финансирования по госзаказу, прежде всего, по гособоронзаказу, что последующие месяцы будут более плавными по расходной динамике, что позволит снизить инфляционное давление бюджета», — цитируют журналисты экономиста Никиту Масленникова.
За 2022 год в бюджет от продажи газа и нефтепродуктов поступило 11, 5 трлн рублей. В 2023 года нефтегазовые доходы уменьшились до 8,8 трлн. Но несмотря на это эксперты уверяют, что рынок начинает восстанавливаться, хотя власти сокращают планы.
Изначально в 2024 году планировалось получить 11,5 трлн рублей. Теперь правительство снизило прогноз больше, чем на полтриллиона — 518,9 млрд. Снижение ожидается и в последующие два года. Это значит, что налоговая реформа при растущих расходах кстати.
По мнению журналистов, новые налоги не решат принципиальной проблемы Минфина — контроля над расходами. В 2022–2023 годах план по расходам был превышен на 25%. Правительство заявляет, что такого резкого повышения этой статьи бюджета на будущий год не будет, однако эксперты уверяют, что положение все еще может поменяться.
Помимо повышения НДФЛ и налога на прибыль, инструментов повышения доходов бюджета у правительства немного.
«Когда вы ввели НДФЛ и повышенный налог на прибыль, у вас остаётся только два ресурса — акцизы и рентные платежи, НДПИ с более конкретной развёрсткой по отдельным компаниям. Нам предстоят бесконечные дискуссии о повышении акцизов на импортное вино, никотин и так далее, в том числе, на бензин. Здесь до 2030 года возможны разные изменения. По этим двум векторам наша налоговая политика, как лошадь в шахматах, назад не ходит. Естественно, риски повышаются».