Posted 21 августа 2018,, 08:39

Published 21 августа 2018,, 08:39

Modified 29 мая 2023,, 09:40

Updated 29 мая 2023,, 09:40

Ученые создали цифровую карту Красноярска для борьбы с загрязнением воздуха

21 августа 2018, 08:39

Ученые СФУ создали цифровую карту рельефа Красноярска и его окрестностей. С ее помощью можно будет оценить потенциал загрязнения атмосферы при различных метеорологических условиях.

Директор Института экологии и географии Руслан Шарафутдинов рассказал, что наш город отличается котловинным рельефом и наличием множества источников выбросов, поэтому такая карта необходима: 

«Повышение концентраций загрязняющих веществ в воздухе нашего города отмечается в периоды неблагоприятных метеорологических условий, одним из которых является температурная инверсия в пограничном слое атмосферы. В таких условиях загрязняющие вещества скапливаются под инверсионной "крышкой", а мощность инверсионного слоя определяет время, в течение которого содержание различных соединений в воздухе превысит установленные нормативы».

В обычных условиях чем выше воздух от земли, тем он холоднее. Однако при температурной инверсии появляется слой нагретого воздуха — воздушная подушка, которая не дает вредным частицам рассеиваться.

По мнению ученых, если совместить цифровую модель рельефа с параметрами инверсионного слоя, то можно узнать, через сколько часов предельно допустимая концентрация вредных веществ будет превышена. Таким образом можно будет оперативнее реагировать на изменение качества воздуха. Кроме того, это поможет прогнозировать опасные природные явления — например, оползни или наводнения.

«Без высокоточных моделей рельефа городской среды невозможно изучать рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере, достоверно производить модельные расчеты метеорологических явлений и выполнять оценку последствий чрезвычайных ситуаций, в частности, связанных с выбросами радиоактивных или токсичных веществ», — рассказал замдиректора по науке Института космических и информационных технологий Алексей Романов.

Ученые отмечают, что будут работать над повышением точности, однако уже сейчас они могут учитывать влияние даже небольших объектов на перемещение воздушных масс.

Фото: СФУ, buzzle.com.

"