Posted 14 сентября 2018,, 11:57

Published 14 сентября 2018,, 11:57

Modified 29 мая 2023,, 09:39

Updated 29 мая 2023,, 09:39

Велопутешественник проехал уже 500 километров по «Персидскому коридору»

14 сентября 2018, 11:57

Красноярский 68-летний велопутешественник Владимир Черников проехал уже 500 километров по «Персидскому коридору». Сейчас он едет на велосипеде по дорогам Ирана. Черников держит связь с красноярским отделением РГО и передает им отчеты о своей поездке.

В одиночку на велосипеде он намерен проехать около трех тысяч километров по горным дорогам Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии, Южной Осетии и России. В его планах повторить тот путь, по которому Советский Союз в годы Великой Отечественной войны получал военную помощь от союзников.

«У этой экспедиции есть четкая цель: повторить маршрут перегона американских автомобилей по "Персидскому коридору" и далее через Кавказ в Россию до пункта распределения военной техники по фронтам. Это в части "прочувствовать" ландшафты и те трудности, с которыми сталкивались американские, советские и иранские водители. А заодно попытаться отыскать местонахождения американских автосборочных заводов и пунктов обеспечения перегона автомобилей», — рассказал путешественник. 

Кроме этого, по просьбе военного писателя Вячеслава Филиппова в пути Черников ищет могилы советских летчиков, погибших при перегонах американских самолетов через Иран. Пока он встретил в Тегеране захоронение пассажира одного из самолетов дипкурьера Кольцова. 

«Сами же летчики, вероятно, были перезахоронены в братской могиле. Хотя доподлинно это никому неизвестно. В местных музеях, к сожалению, меня ожидал отрицательный результат: на тему периода войны наложено табу и, как выяснилось, никаких научных публикаций о том периоде не существует. Исламская революция просто вычеркнула это время из истории Ирана».

После этого Черников на поезде добрался до Персидского залива, пересел на велосипед и продолжил свое путешествие.

«Уже через сутки крутил педали по автодорогам, построенным американскими военными. Могу сказать, что в первый же день меня накрыла жара +46 при полном безветрии. Для меня, сибиряка, это было ужасно».

Через день Черников добрался до города Дизфуль, где в 1944 году потерпел крушение американский самолет А-20С с советским экипажем.

«Описание места захоронения летчиков, полученное из архива министерства обороны РФ, было очень скромным. И я полдня потратил на поиски старого кладбища (ведь прошло 74 года!), его осмотр и расспросы имама, сторожей и уборщиков. Однако могил со звездами современные жители здесь не видели. Не нашел их и я».

В следующей точке, городке Андимешк, путешественника ждала удача — там он нашел несколько зданий американского автосборочного завода, построенного в годы войны. Сейчас Черников уже добрался до города Хамадан, где также дислоцировалась американская военная база. Путешественник попытается найти больше информации об этом объекте. 

Владимир отмечает, что в своем путешествии часто пользуется гостеприимством местных жителей, и никто ему не отказывает. По его наблюдению, иранцы откровенны и свободно обсуждают с ним свои проблемы, а также дают политические оценки действиям правительства.

«Однажды, будучи вконец измотанным зноем и постоянными подъемами, судорогами и недостатком воды, поздним вечером я просто свернул в ближайший придорожный дом. Конечно, меня пустили и даже два раза покормили. Знаете, кем оказались хозяева? Представителями племени бахтиариев, которые в свое время воевали с русскими. Но меня приняли добродушно, все в порядке. Экспедиция продолжается!»

Фото: Владимир Черников

"