Posted 30 декабря 2020,, 06:10

Published 30 декабря 2020,, 06:10

Modified 29 мая 2023,, 10:24

Updated 29 мая 2023,, 10:24

«Агонь-бревно», «Стейк.Store» и «Агонь-трава»: как два друга-бизнесмена случайно создали экосистему для отдыха на природе

30 декабря 2020, 06:10

Весной на фоне коронавируса и локдауна работавший в сфере развлечений Константин Потемкин запустил проект «Агонь-бревно», который заметил даже канал ТНТ. На одном проекте Потемкин не остановился и в середине осени открыл еще два: «Стейк.Store» — доставку мраморной говядины и экзотических соусов, а также «Агонь-траву» — выращивание микрозелени. «Проспект Мира» вместе с «Мастерами»* поговорил с Константином и его напарником Иваном Шерстобитовым о том, как идут дела.

«Агонь-Бревно»

Константин Потемкин с 2003 года работал в сфере развлечений: до последнего времени он занимался техническим продакшном и сценическим дизайном на мероприятиях «с большими бюджетами и серьезной подготовкой». Но в 2020-м из-за коронавируса зрелищный бизнес встал на долгую паузу, и пришлось придумывать, как зарабатывать в новых условиях.

Как-то летом на отдыхе с друзьями Потемкин увидел финскую свечку — бревно, внутри которого можно развести костер и готовить на нем. Потемкин заинтересовался и решил узнать о «свечках» побольше. «Поискал в интернете, увидел, что подобные штуки делают в Штатах, Украине. Подумал, почему не попробовать сделать так же? Тем более, на рынке в Красноярске такого продукта не было», — говорит Константин.

В декабре 2019-го он даже подсчитал, во сколько примерно может обойтись проект: 

«А потом наступил Новый год, потом отпуск, и я про это дело забыл. Вернулся из отпуска — и все, и начинается локдаун. Тут я и вспоминаю, что у меня посчитано бревнышко. Это был конец марта, скоро лето, и понятно, что надо вот-вот его начать производить».

Изначально Константин насчитал, что на старт потребуется полмиллиона рублей — «придется закупить станки, лесовоз бревен», но в итоге проект, названный «Агонь-бревно», стартанул всего с пяти тысяч. Потемкин позвал в напарники знакомого, который тоже из-за пандемии остался без дела: «Скинулись с ним по две с половиной тысячи, купили шестиметровое бревно, арендовали инструмент и на складе у друзей попробовали первые бревна сделать».

2 апреля первое «Агонь-бревно» вышло в свет. Оно представляет собой полено с высверленными отверстиями для циркуляции воздуха и отведения дыма с огнем. Внутри «заключена» печка. В комплекте «Агонь-бревна» идут спички, розжиг и камушки, служащие подставкой для посуды — если ставить ее прямо на верхушку полена, она перекроет кислород и огонь потухнет.

«Для производства используется сухая оцилиндрованная сосна, которую мы по сути доводим до ума — допиливаем, шлифуем, начиняем начинкой, клеим этикетки, делаем клеймо и бревно готово», — говорит Константин.

С его слов, огонь в бревне разгорается за несколько минут, его хватает на два с половиной — три часа непрерывной готовки, и на пять часов, если просто греться у него как возле костра. Бревно можно использовать и несколько раз: потушить огонь после готовки, «законсервировать» полено и затем заново разжечь. «За день на природе можно завтрак-обед-ужин спокойно на одном бревне приготовить», — описывает Потемкин.

Клиенты, блогеры и бесплатная реклама на ТНТ

Об «Агонь-бревне» узнали довольно быстро — раскрутке помогли друзья из медийной тусовки. На продвижение Потемкин, по его словам, не потратил ни копейки. «Шефом-амбассадором» Константин называет красноярского повара и фуд-блогера Евгения Баранникова из рестохолдинга Bellini Group. Потемкин предложил ему приготовить вместе мясо на бревне и записать об этом ролик. Затем «Агонь-бревно» протестировали еще несколько видеоблогеров — шеф из Красноярска Василий Емельяненко, сейчас живущий в Москве, и Рома Редман из Питера.

В конце сентября «Агонь-бревно» показали в шоу «Однажды в России» на канале ТНТ, где у Потемкина тоже есть знакомые актеры и сценаристы. Авторы программы решили поддержать предпринимателей, занимающихся необычным бизнесом, и рассказывать об их проектах. 

«Знакомые вспомнили, что Потемкин решил податься в лесной бизнес, позвонили мне, я с удовольствием отправил им бревно. Сейчас этот выпуск периодически повторяют и Азамат [Мусагалиев, участник шоу] рекламирует мое бревно», — шутит Константин.

Летом на «Агонь-бревно» уже был «нормальный спрос». Потемкин попросил у своего поставщика дерева воспользоваться их складом на Северном шоссе, чтобы сделать сразу 600 штук, но тут его партнер ушел из проекта. «Я остался один, сидеть и сверлить не было времени — надо было заниматься продажами, — говорит Константин. — И я подкинул работенку своим друзьям прокатчикам, которые сидели без работы».

Знакомства помогли Потемкину сэкономить и на атрибутике. Партия этикеток и упаковок на все бревна разом обошлась бы минимум в 50 тысяч рублей, но знакомые в рекламном производстве разрешили оплатить все в рассрочку на два-три месяца.

В сумме с апреля по декабрь на «Агонь-бревно» было потрачено примерно 150 тысяч рублей. Все вложения окупились — доходы, по прикидкам Константина, превысили траты в 2–2,5 раза.

Себестоимость одного бревна — более 300 рублей, продается оно по 750. Реализация идет напрямую через инстаграм и сайт, а также в магазины, заправки и маркетплейсы — туда они уходят по 500 рублей и продаются затем за те же 750. Бревна покупают как в Красноярске, так и в других городах — «от Калининграда до Владивостока» — по доставке.

За все время изготовлено 840 «Агонь-бревен», из них продано около 70%, примерно 20% находится в реализации в магазинах и 10% уходит на промо, коллаборации и продвижение. С окончанием летнего сезона спрос, конечно, упал, признает Потемкин: «В основном сейчас на подарки берут, ждем начала сезона. Но в целом бревно уже своей жизнью живет».

«Стейк.Store»

В начале декабря у себя в соцсетях Константин Потемкин объявил, что запустил еще два проекта. Первый — доставка мяса и соусов — вырос прямиком из «Агонь-бревна». Под конец лета, когда карантинные ограничения в крае ослабили, красноярский Illegal Bar устраивал вечеринки на открытом воздухе во дворике недалеко от органного зала. Потемкина позвали туда «что-нибудь жарить на бревне». Константин вспоминает, что сначала делал бургеры, но с ними дело не пошло: «Проклял бургеры, чтобы чтобы пожарить 10 штук, я потратил всю пятницу и пол-субботы. На следующей вечеринке готовил стейки».

Вскоре после этих вечеринок пространство «Пятый цех» на правом берегу устроило ярмарку. Там Константин тоже жарил стейки — и после ярмарки у него осталось мясо. «Я мясо люблю, но не в таком количестве, — смеется он. — Тогда у меня возникла идея открыть доставку мраморной говядины».

31 октября Потемкин запустил в инстаграме интернет-магазин «Стейк.Store». Помимо мраморной говядины он продает там различные острые соусы, экзотические специи из Камбоджии и Индии, а также аксессуары типа разделочных досок. 

«Поставщики как местные, так и эксклюзивные, например, только у нас в городе можно купить соус «******» [«Невыносимый»] Темы Лебедева. Все официально, все ОКВЭДы открыты. Мы, грубо говоря, не как производители тортов в инстаграме», — иронизирует Потемкин.

На закупку мяса и соусов у него ушло 58 тысяч рублей, по продажам «цифры у проекта пока смешные».

«Агонь-трава»

Пожалуй, больше времени и сил сейчас Потемкин отдает другому новому проекту — выращиванию микрозелени под маркой «Агонь-трава». Его он запустил со своим старым другом Иваном Шерстобитовым. Иван раньше был сисадмином, затем предоставлял услуги видеонаблюдения компаниям, но разочаровался со временем и в том, и в другом, поэтому «решил диверсифицировать свои знания».

Как и в случае с «Агонь-бревном», идея с микрозеленью появилась задолго до запуска — обсуждали и вынашивали ее друзья почти год. Свое увлечение Константин с Иваном называют домашней дачей, или микрофермой в городских условиях, а себя — сити-фермерами. 

«Как, наверное, у всех это бывало, в детстве ты помогаешь родителям на даче. Потом подрастаешь, думаешь: "Фу, какая дача, я пошел на танцы", — размышляет Константин Потемкин. — А потом тебе тридцаха и ты вдруг: "Ну ничего себе, дача, воу"».

В августе этого года друзья стали изучать тему ближе, а в конце октября «решили начать и начали». Иван Шерстобитов поясняет, что есть около сорока видов растений, которые можно выращивать как микрозелень. Партнеры для начала закупили не больше 15 — те, что вырастить проще и быстрее всего: редис, крест-салат, горчицу, рукколу, брокколи, дайкон, базилик, пшеницу в качестве корма животным и так далее. 

«Микрозелень не корнеплодна — то есть у редиса не будет самой редиски, например, но у листков будет этот вкус», — поясняет суть Иван Шерстобитов.

Помимо семян приобрели оборудование для выращивания: два стеллажа, свет, вентиляторы, систему полива, подложки и прочее по мелочи. Затраты поначалу составили 80 тысяч рублей (их откладывали примерно полгода), потом увеличились до 120 тысяч.

Функции между собой партнеры разделили так: Иван отвечает «за все, что внутри фермы» (выращивание микрозелени), Константин — «за то, что вне» (продажи и продвижение). Биологического образования у обоих нет, отмечает Шерстобитов, но в интернете много информации по теме: 

«Мы в чатики по микрозелени вступили, ютуб смотрим со всей силы. За полгода, конечно, база знаний у нас выросла».

Первые два урожая начинающие сити-фермеры, «как все стартапы», собрали дома, а в конце ноября переехали в помещение в Академгородке, которое освободила лаборатория по исследованию почвы. Пока по договору сити-фермеры занимают его бесплатно, аренда начнет начисляться с 15 января. Со слов Ивана, ее можно будет отбить, продав урожай с двух стеллажей: один шкаф может приносить минимум четыре урожая в месяц — это около 13 тысяч рублей.

Всего на первый раз было закуплено пять килограммов семян. На одну подложку нужно от трех до пяти граммов семечек, из которых затем может получиться от 20-30 до 100-120 граммов микрозелени.

Микрозелень, лемуры и мечты об искусственном интеллекте

В экс-лаборатории сити-фермеры заняли две комнаты: в одной семена всходят, в другой на свету в подложках с джутом и минеральной ватой дорастают до микрозелени. От посева до созревания проходит семь дней, столько же и хранится микрозелень до прихода в негодность.

«Трава продолжает дальше расти, но микрозеленью она остается, когда у нее первые два листика сформировались. Следующие два выросли — это уже бэби-лист», — рассказывает Шерстобитов.

Пока сити-фермеры экспериментируют и брака получается довольно много, признает Потемкин. При этом само производство он называет «максимально безотходным». Часть «переростков», например, отдают соседям. 

«У нас в здании работает коллекционер разных редких животных, — говорит Константин. — У него три есть краснокнижных лемура и мы их подкармливаем нашей зеленью, которая переросла».

Для полива на стеллажах оборудована система периодического затопления — два раза в день она включается на три-пять минут, наполняет подложки водой на несколько сантиметров и затем сливается. Управляется и программируется все через мобильное приложение eWelink, так что поливать можно из любого места, поясняет Константин: 

«По сути это система умного дома». «Без косяков не обходилось, конечно. Один раз приходим с утра, а тут лужа большая под стеллажами», — добавляет Иван.

В будущем сити-фермеры мечтают проапгрейдить систему до полной автоматики. Например, чтобы в помещении сама включалась охлаждающая вентиляция, если повысилась температура, и запускался увлажнитель воздуха, если упала влажность.

«Есть крутые ребята, которые выращивают микрозелень, и у них это все отслеживает искусственный интеллект. Над стеллажами летают дроны, смотрят, какие ячейки готовы к сбору, передают всю информацию, — приводит пример Константин. — Но там инвестициями в 80 тысяч не обойдешься».

«Со мной уже связывались ребята местные со всякой автоматизацией, искусственным интеллектом. Давай сюда ИИ внедрим, говорят, — дополняет Шерстобитов. — Да куда тут искусственный интеллект пока внедрять? Надо бизнес-процессы настроить сначала, потом уже про это думать».

Пшеница кошечкам и подписка на зелень

Константин вспоминает, что вначале, когда созрела первая зелень, они с Иваном ездили по овощным и зоомагазинам поблизости, но поняли, что «без прокачивания это продаж не даст». С частниками повезло больше — к середине декабря у «Агонь-травы» было примерно 20 клиентов, закупавшихся через инстаграм. «Грубо говоря, раз в день мы что-то продаем, — подсчитывает Потемкин. — Народ на Новый год себе зелень бронировал, пшеницу на корм кошечкам, они ее любят».

Сейчас сити-фермеры будут делать упор на заведения и магазины. Они обратились в краевое Агентство развития бизнеса, за счет которого удалось получить сертификат соответствия в Новосибирске («Без сертификации в магазины никак», — уточняет Константин).

На этапе подготовки этой статьи «Агонь-трава» начала сотрудничать с кафе азиатской кухни Lazy Dog и магазинами «Мясничий» — по словам Константина, они будут поставлять траву в пять точек сети. Еще с одной франшизой шли переговоры.

Помимо продажи непосредственно подложек с зеленью, Потемкин с Шерстобитовым собираются давать заведениям стеллажи и шкафчики с зеленью на «доращивание». «Что-то типа стеллажа в аренду, подписки на зелень, — поясняет Константин Потемкин. — Пару дней трава у нас поросла, пару — в заведении, и получается такой элемент шоу: пришел в магазин, взял прямо с грядки зелень».

Такую мини-ферму они уже готовятся поставить в конце января — начале февраля в том же Lazy Dog. В феврале-марте стеллажи могут появиться в «Мясничем», который, по словам Константина, тоже заинтересовался этим форматом. Всего «Агонь-трава» рассчитывает установить 10 стеллажей «вне основной фермы».

«Вообще после Нового года начнем экспериментировать, — делится планами Потемкин. — Соберем другую гидропонную установку, будем выращивать новые травы и какой-нибудь острый перчик, например. И, возможно, надо будет четвертый проект запустить, где будет вообще все: купил «Бревно», купил стейк, купил зелень, поехал на природу и все красиво пожарил».

*«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

"