Posted 6 сентября 2017,, 09:36

Published 6 сентября 2017,, 09:36

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Первая антиграффити-компания: как предприниматель решил очистить город от настенных надписей

6 сентября 2017, 09:36

В очередном выпуске рубрики «Свое дело» «Проспект Мира» рассказывает о Николае Тельных, который вместе с напарником очищает стены домов от вандальных граффити и рекламных объявлений.

В середине весны Николай Тельных шел по одному из спальных районов Красноярска мимо серых панелек, обильно раскрашенных огромными безобразными граффити и в несколько слоев обклеенных рекламными объявлениями. Какие-то из них были свежими, какие-то явно украшали стены не первый год.

Если управляющие компании и хотели их удалить, то, очевидно, ничего для этого не сделали, подумал Николай, решив тогда, что на ликвидации граффити и объявлений можно построить небольшой бизнес. Тем более, что сам он знал специфику ЖКХ изнутри, девять лет проработав в этой сфере в разных городах.

Дома Николай засел в интернет в поисках информации, какими способами лучше всего чистить «разбомбленные» стены. Изучив тему, в мае он обратился в центр занятости, который предоставляет разовую финансовую помощь на развитие своего дела. Чтобы получить господдержку, ему в первую очередь надо было составить бизнес-план.

— Бизнес-план я писал первый раз в жизни, три раза в итоге переписывал, — вспоминает Николай Тельных. — Со мной заявки подавали 16 человек, в основном молодые девушки. Они по натоптанной дорожке шли: кто детский садик открывал, кто — ателье, кто — парикмахерскую. По тем же парикмахерским информацию можно просто нагуглить, а по моему виду деятельности ее довольно сложно найти. Мой рынок — это весь Красноярск, соответственно, выручка там выходила в несколько миллионов. А я у государства просил-то несколько тысяч.

В итоге Николай сдал бизнес-план «поскромнее». После всех собеседований и рассмотрений его одобрили — в конце июня Тельных зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, а 10 июля на его счет поступили деньги: чуть больше 77 тысяч рублей.

На выделенные средства Николай купил компрессор и средства для очистки — «смывки», реагенты, защитные материалы и прочее. В Красноярске он приобрел только компрессор, все остальное закупалось в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Помощником начинающего предпринимателя вызвался его приятель Юрий (свою фамилию Юрий скромно предпочел не называть, просто объясняя, что решил помочь Николаю, когда тот загорелся идеей).

Николай Тельных.

После того как всё было куплено и доставлено, в первых числах августа напарники начали искать первые объекты. «Мы ходили по управляющим компаниям, звонили, пытались до них достучаться. Первая неделя ушла на то, чтобы понять, что никто нас не ждет: в УК говорили, что денег нет, просили прислать предложения на имейл, то в одну дверь направляли, то в другую», — объясняет Николай.

Поняв, что пошаговые обходы результата не приносят, Тельных решил искать клиентов через рассылку предложений на электронную почту управляющих компаний и ТСЖ: «Немассовую, чтобы в спам не попадало». Уже вскоре появились отклики — убрать граффити и объявления Николая и Юрия пригласило ТСЖ на Урванцева.

Углы, стены и подъезды четырех домов, которые заказали антиграффитистам, были в три слоя обклеены рекламными объявлениями и исписаны застарелыми надписями, вспоминает Николай. Объявлений тут набралось на 30 квадратных метров, граффити — на 20 с небольшим, плюс «чистильщиков» попросили стереть надписи с горок и домиков на детской площадке.

Николай с Юрием приводят фасады зданий в порядок тремя способами: химическими, промышленными «смывками», пескоструем (минеральной дробью) и содовым реагентом для мягких и окрашенных поверхностей, которые могут пострадать от первых двух способов. Один человек за день может очистить примерно девять-десять квадратов.

Юрий отбивает остатки клея от объявлений.

Заказ в итоге обошелся ТСЖ в 25 тысяч рублей, в среднем по 200-300 рублей за квадратный метр граффити и 450 за объявления. С последними, как оказалось, хлопот больше, чем с настенной живописью. «Клей — это же такое жидкое стекло, — поясняет Николай. — Его сложно убрать, когда он стекленеет: песок не берёт, приходится работать содой, а это дольше и дороже. У нас еще нет вагонных поставок соды: заказали 100 килограмм, поработали — в конце недели надо опять заказывать».

Чаще всего дома исписывают простыми хулиганскими надписями либо рекламой наркотиков, делится наблюдениями Николай Тельных: пишут адреса сайтов, номера телефонов, по которым их можно купить. «Вот если по Комсомольскому проспекту пройтись, то там с обеих сторон дома будут просто черными от надписей — через каждые 20-30 метров эти наркограффити», - описывает он.

Реже на стенах встречаются признания в любви и извинения в духе «Прошу, прости, любимая». «Их иногда даже жалко стирать, — признается Тельных. — Вот там на стене три сердца были нарисованы — Юра даже попротестовал немного, не хотел убирать. Но задание нам дали, так что, естественно, стираем».

Юрий, в свою очередь, говорит, что сами жители домов, когда видели напарников за очисткой стен, даже не всегда понимали, что происходит:

— Спрашивали, а что мы тут делаем и зачем? Всю жизнь же здесь были объявления, надписи эти, почему их сейчас убирают? Думаю, это вопрос общественного сознания: люди просто привыкли их видеть, ходят каждый день мимо и уже не замечают, как это безобразно смотрится. Вот после того, как стены стали чистыми, нас начали благодарить, а жильцы соседних домов спрашивать, когда и у них стены очистят.  
"