Posted 6 ноября 2019,, 07:08

Published 6 ноября 2019,, 07:08

Modified 29 мая 2023,, 10:10

Updated 29 мая 2023,, 10:10

«Беспрецедентные меры открытости»: общественники от минприроды РФ посетили КрАЗ

6 ноября 2019, 07:08

На прошлой неделе в Красноярске побывали члены общественного совета министерства при Минприроды России. Их цель — проанализировать, как на крупных предприятиях внедряют наилучшие доступные технологии (НДТ), которые должны улучшить ситуацию с экологией в российских городах. Начать общественники решили с Красноярского алюминиевого завода, который, как выяснилось, уже на 91% перешел на НДТ. Результатами своего визита члены совета поделились с журналистами.

Что такое НДТ?

Наилучшие доступные технологии, если вкратце, — это современные технологии производства, которые должны внедрить у себя предприятия, чтобы снизить воздействие на окружающую среду. Переход на НДТ предусмотрен в федеральном законе «Об охране окружающей среды», национальном проекте «Экология» и его подпроекте «Чистый воздух», пояснил заместитель председателя общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин.

По словам общественника, нацпроект «Экология» рассчитан до 2024 года, в целом на него планируется потратить примерно четыре триллиона рублей — здесь учитываются как деньги бюджетов различных уровней, так и частные вложения предприятий. 2,4 триллиона от общей суммы пойдет именно на внедрение НДТ. Переход на эти технологии в целом должен занять семь-десять лет в зависимости от производства, а нарушителям грозят крупные штрафы и приостановка работы. 

Как прошло знакомство с КрАЗом?

Серию проверок того, как российские предприятия внедряют НДТ, общественники начали с Красноярского алюминиевого завода. У предприятия запросили необходимые документы — планы по внедрению НДТ, факты внедрения и полученные от этого эффекты, пояснил еще один член общественного совета и секретарь проверки Станислав Корякин.

Предоставленную документацию изучал, в частности, эксперт по технологиям общественного совета Игорь Шкрадюк. «Компания РУСАЛ пошла на беспрецедентные меры открытости, — заявил он. — Мне дали ознакомиться со всеми требуемыми документами».

После анализа документов эксперты совета выехали на КрАЗ с «чек-листом», чтобы непосредственно посмотреть, как фактически внедряются на заводе НДТ. По словам Александра Закондырина, за последние 15 лет завод потратил на модернизацию (по сути, на НДТ) более 400 миллионов долларов. Из 10 доступных по алюминиевой промышленности НДТ на красноярском заводе применимы четыре, рассказал он. Из них три уже реализованы полностью, внедрение четвертой — на финишной прямой и окончательно должно завершиться в первой половине 2020 года. По данным самого завода, сейчас 91% производства на КрАЗе идет по стандартам НДТ, а новые заводы РУСАЛа строятся сразу с учетом этих требований.

НДТ, внедренные на КрАЗе, в частности, связаны с производством первичного алюминия по технологии «ЭкоСодерберга» и технологии электролиза с использованием обожженных анодов. Кроме того, КрАЗ оснащает трубы автоматическими датчиками для онлайн- мониторинга выбросов на системах газоочистки. Сейчас, как говорит директор по экологии, охране труда и промышленной безопасности КрАЗа Александр Белянин, датчики установлены на двух газоочистках, до конца года планируют оснастить еще одну, в ближайшие годы — остальные. Затраты на  систему мониторинга с установкой датчиков на все трубы, а также с учетом обучением персонала и обслуживанием для завода оцениваются в три миллиона долларов. 

«Общее впечатление от посещения такое, — сказал Игорь Шкрадюк. — Мнение о том, что на КрАЗе ничего с экологией не делается и что это главный источник загрязнения, — не соответствует действительности. КрАЗ внедряет технологии, которые обеспечат экологическую эффективность».

Какие претензии были у общественников?

Замечания общественников коснулись, например, системы онлайн-мониторинга состояния окружающей среды в Красноярске. Эксперт Общественной палаты РФ и член общественного совета Росгидромета Зоя Шаргатова посетовала, что в городе нет единого агрегатора наблюдений о выбросах.

«То есть данные предприятия не связаны с другими системами мониторинга — государственной системой экологического мониторинга Росгидромета, краевой системы, — пояснила она. — Поэтому довольно сложно иметь полное представление о том, что происходит с воздухом в Красноярске. Нужна единая система агрегирования данных — не только с конкретного предприятия, но и с других точек в целом».

Шаргатова уточнила, что проект создания такого агрегатора подготовлен в Красноярске в 2017 году, но пока у края нет денег на его внедрение. Директор по экологии завода Александр Белянин отметил, что КрАЗ готов предоставлять информацию о выбросах в такого рода систему как только к ней будет предоставлен доступ. А на данный момент завод направляет все отчеты в контролирующие органы, работающие в регионе.

Что будет дальше?

Член общественного совета Станислав Корякин сообщил, что сейчас еще раз будут проанализированы данные, полученные в ходе проверки красноярского завода. Он добавил, что на КрАЗе федеральные общественники впервые знакомились с тем, как стартовал процесс внедрения НДТ на российских предприятиях: «Поэтому целью осмотра КрАЗа было не только проверить собственно сам завод, но и выработать формат дальнейших подобных проверок. Мы рассчитываем провести проверки предприятий различных сфер в 12 городах, участвующих в нацпроекте «Экология», а затем и в других».

Ориентировочно 20 ноября общественный совет опубликует на сайте минприроды РФ отчет о проведенной проверке. «Это публичный документ, который будет доступен любому заинтересованному», — заключил Корякин.

"