Posted 6 декабря 2018,, 12:35

Published 6 декабря 2018,, 12:35

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Дыра в стене, истерики и эвакуация. Как живут офисы по соседству со сносимым комбайновым заводом

6 декабря 2018, 12:35

В центре города продолжается снос бывших цехов комбайнового завода. На Робеспьера из-за этого пострадала офисная высотка, в которой работают «Городские новости», краевое управление автодорог, радио «Шансон», пенсионный фонд и множество других организаций. Обитатели офисов жалуются, что здание потрясывает, кабинеты покрываются трещинами, а компания «Сибиряк», демонтирующая цеха, пока, кажется, не хочет приостанавливать работы.

На прошлой неделе в стене студии радио «Шансон» в офисном центре на Робеспьера, 7 появилась дыра, пустившая внутрь холодный воздух и открывшая вид на сносимые по соседству цеха бывшего комбайнового завода. Из-за сноса дыра и образовалась — два здания имеют друг с другом смежную стену. Здание комбайнового с весны демонтирует строительная компания «Сибиряк», освобождая территорию под будущий жилой район «Новоостровский».

Программный директор группы радиостанций «FM Альянс» (куда входит «Шансон») Денис Бабий рассказал «ПМ», что дыру в офисе «своими силами как смогли заделали пеной и пенополистеролом». При этом, судя по сюжетам «Примы», теперь сотрудники радио ведут эфир в куртках, чтобы не мерзнуть.

Скриншот ТВК

После инцидента здание осмотрела специальная комиссия, а затем, в среду, ситуацию обсудила рабочая группа в горсовете. Елена Южакова, депутат горсовета и главный редактор муниципальной газеты «Городские новости», редакция которой находится на Робеспьера, 7, пояснила, что офисное здание когда-то тоже было частью комбайнового завода. 

«Это было, как я понимаю, здание для лаборатории завода, для офисов, — сказала она. — Завод построил его как пристройку к соседнему зданию. В результате у нашего бизнес-центра с первого по шестой этаж единая стена с цехами».

Бизнес-центр на Робеспьера имеет 12 этажей, помимо радиостанции и газеты, там находятся офисы нескольких организаций, включая КрУДор, управление пенсионного фонда по Железнодорожному району, несколько местных редакций и компаний. Их работники жаловались журналистам на трещины в стенах, вибрации и шум в здании, а также сопутствующие «истерики сотрудников». 

По словам Южаковой, при сносе цехов офисный центр «ведет туда-сюда». «Пенсионный фонд даже эвакуировал сотрудников на прошлой неделе, — сообщила она. — Люди, работающие в здании, опасались за свою безопасность, некоторые отказывались выходить на работу». «Руководство не может сказать нам, безопасно [в здании] или нет, но с работы не отпускает», — жаловался на прошлой неделе «ПМ» сотрудник одной из компаний, работающих в офис-центре.

По данным управляющей компании, обслуживающей здание, сильнее всего пострадали помещения с первого по четвертый и частично с пятого по седьмой. Комиссия, осмотревшая здание на прошлой неделе, по словам Южаковой, пришла к выводу, что угрозы того, что здание «сложится», нет. «Но с первого по шестой этаж открывается контур здания. Там вместо четырех стен будет три и люди в сорокаградусный мороз окажутся на улице», — спрогнозировала она.

Фото: Яндекс.Панорамы

Замруководителя администрации Железнодорожного района Борис Переверзев добавил, что по итогам заседания комиссии собственникам помещений и управляющей компании выданы рекомендации: «Проводить ежедневный осмотр здания, восстановить разрушенные элементы, обследовать строительные конструкции и незамедлительно принять меры по защите людей, если будет угроза жизни и здоровью».

Переверзев рассказал, что на комиссии были представители «Сибиряка», которые пояснили, что у них существует проект производства работ. «Они разбирают свое здание, — сказал он. — И в принципе то, что два здания оказались сопряжены, это не их проблемы. Привести в порядок стену на Робеспьера должны собственники офис-центра».

На заседание в горсовет представители «Сибиряка» не пришли. «ПМ» получить комментарий компании не удалось. Ранее главный инженер «Сибиряка» Валерий Шевелев заявил, что «ничего сверхъестественного» компания не делает. «Мы все делаем по проекту, — ответил он. — Дырки образуются, [потому что] к сожалению, когда-то при строительстве не были сделаны деформационные швы. И эта часть здания временно оказалась оголенная. Мы все равно будем это демонтировать».

Елена Южакова отметила, что у помещений в офисном центре разные собственники и это может стать проблемой для ремонта стены. «Например, 10 этаж, на котором находится наша редакция, — это муниципальные помещения, — сообщила она. — Расходы бюджета закладываются за полтора года до начала следующего бюджетного года. Из каких-то резервных фондов взять деньги тоже не всегда просто. Поэтому как будут реконструироваться муниципальные помещения в этом здании, пока неясно».

По словам Южаковой, «Сибиряку» предлагали не трогать стену «хотя бы до весны», до наступления тепла, но в компании ответили, что разберут все в течение двух недель.

— Насколько я помню, к концу беседы мы все же договорились с «Сибиряком», что они повременят, — уточнил Борис Переверзев.

— Это была устная договоренность, — спорила главред «Горновостей». — Сначала он (Южакова не уточнила имя представителя компании) сказал, что снесет все за две недели. Когда мы сказали, что так же нельзя, он ответил, что сейчас еще ускорится и снесет еще быстрее. Очень грубый был разговор. Потом уже в конце он сказал: «Ну ладно, может быть, я подумаю и оставлю стену до весны».

Сносимые цеха, фото здесь и ниже сделаны в ноябре.

Владельцы помещений отправили обращения с просьбой проверить снос цехов сразу в несколько ведомств: департамент градостроительства мэрии, Стройнадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, прокуратуру и другие. При этом единственный орган, у которого есть полномочия по этому вопросу, — это прокуратура, пояснил представитель Стройнадзора Игорь Гетман. «Стройнадзор контролирует только строительство и реконструкцию зданий, снос — это уже не наша компетенция, — сказал он. — Всякую свою проверку компаний мы должны согласовывать с прокуратурой».

«Сейчас, как я понимаю, стоит задача договориться с «Сибиряком» о том, чтобы не сносить здание до наступления теплых температур», — добавил Яков Полянский из департамента градостроительства. По его словам, предъявить претензии к сносу здания застройщику по закону нельзя. Правила и само понятие сноса в Градостроительном кодексе появились лишь 4 августа этого года, пояснил Полянский. Но так как «Сибиряк» свои работы начал раньше, в этом случае эти правила на него не распространяются.

По мнению Полянского, к решению вопроса можно «подступиться с другой стороны»: «Очевидно, что при демонтаже здания возникает угроза третьим лицам. Прокуратура может вмешаться и выставить предостережение «Сибиряку», дать собственникам возможность в теплое время реконструировать и укрепить здание», — предложил он.

С ним согласился начальник управления пенсионного фонда по Железнодорожному району Константин Булат, по мнению которого, до «Сибиряка» «на понятийном уровне» нужно донести социальную значимость работы организаций в офис-центре. По словам Булата, в октябре и ноябре в здании шесть раз отключался свет. «Один раз падала балка на электропровод, здание оставалось на полдня без света, — рассказал он. — Услуги мы оказывать не могли — и по мере возможностей принимали людей либо в фойе на первом этаже, либо направляли их в альтернативные организации. У людей был панический настрой, они не понимают, что происходит».

Пенсионное управление, по словам Булата, каждую неделю посещает от 500 до 1500 человек: «Это только пенсионный блок. А есть еще порядка 20 тысяч юридических лиц и предпринимателей».

На отключения света пожаловалась и Елена Южакова, которая сказала, что постоянные отключения «ставят под угрозу вступление в силу нормативно-правовых актов горсовета и администрации Красноярска». «Городские акты вступают в силу после опубликования в «Городских новостях». А мы без света вынуждены подключать нестационарные источники питания и выпускать газету в условиях чуть ли не 19-го века», — описывала она. 

В конце совещания рабочая группа решила порекомендовать «Сибиряку» приостановить снос здания. Кроме того, мэру Красноярска предложат собрать совещание с экспертами и компанией «Сибиряк»: «Если не нас, то, может, мэра послушает», — предположил кто-то из рабочей группы.