Posted 17 июня 2019,, 08:54

Published 17 июня 2019,, 08:54

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Фруктово-овощная география: откуда плоды приходят на красноярские прилавки. Рассказывает «Красный Яр»

17 июня 2019, 08:54

В Красноярске наступило лето и на прилавках магазинов уже появились фрукты и овощи нового сезона: яркие апельсины, огненные нектарины, хрустящие яблоки, пурпурная свекла и молодой картофель. «Проспект Мира» поговорил с директором по маркетингу сети «Красный яр» Виктором Баховым о том, почему фрукты и овощи — одни из самых важных товаров для магазинов, откуда плоды приходят в гастрономы и как изменились предпочтения красноярцев за последнее время.

Красноярцы с каждым годом покупают все больше фруктов. Если судить по данным Красноярскстата, то в 2018 году одна красноярская семья в среднем приобрела 81,5 килограмма фруктов и ягод — на шесть килограммов больше, чем пять лет назад. С овощами ситуация чуть отличается: последние годы их потребление тоже стабильно росло и в 2016 году достигло почти 100 килограммов на семью, но затем немного упало. В прошлом году на одно домохозяйство в крае приходилось чуть более 97 килограммов овощей (картофель статистики выделяют отдельно — тут около 53 килограмм на семью).

Директор по маркетингу «Красного яра» Виктор Бахов с мнением статистиков согласен, но говорит, что в сети гастрономов в последние три-четыре года красноярцы активнее закупали и фрукты, и овощи. Совокупная доля их продаж в «Красном яре» достигает 11-12% от оборота. 

«Для магазинов фрукты с овощами — это трафик-мейкер, — поясняет на профессиональном языке Бахов, — товар, который не только приносит деньги, но и привлекает в магазин покупателей». То есть во многом от того, как оформлены витрины, как выглядят и пахнут бананы и апельсины, морковь, лук и прочее, люди и выбирают магазины. 

В торговых залах в «Красном яре» фрукты выкладывают по особой, так называемой светофорной схеме. Это когда теплый цвет чередуется с зеленым: оранжевый нектарин — зеленые яблоки — красные яблоки — груши и так далее. Второй момент: фрукты и овощи должны лежать в лотке «горочкой». Если продукт кончается, его снимают с витрины и дублируют другим. «Дыр на витрине быть не должно», — говорит Бахов.

Путь до прилавков

Всего в «Красном яре» сейчас — почти 90 позиций фруктов и более ста овощей (в зависимости от сезона эти числа меняются): как привычные для красноярцев виды, так и вполне экзотичные вроде желтого манго. Все овощи, фрукты и ягоды поступают напрямую от производителей. Где-то сеть контактирует непосредственно с фермерами и сельскими хозяйствами, где-то — участвует в электронных закупках. В последнем случае организуется конгломерат. «Мы кооперируемся с нашими партнерами, например, с торговыми сетями из других регионов, что позволяет одновременно по более низкой цене закупить большой объем товара», — поясняет Бахов. 

Заказ идет одной партией — машиной прямиком до Красноярска, если расстояния близкие, либо через порт, если это удаленные, международные поставки. В Красноярске фура приезжает в распределительный центр «Красного яра», где товар попадает в отдельный склад для фруктов и овощей со «своей атмосферой». «Там действуют свои температурно-климатические условия, и товар не портится на этапе распределения по магазинам», — говорит Виктор Бахов. 

Основная задача распределительного центра — максимально быстро доставить товар до полок гастронома. Среднее «плечо» (расстояние, время от пункта загрузки до пункта выгрузки) в «Красном яре», по словам Бахова, достигает «суток, а то и меньше». «Пришла машина, товар быстро отмерили, отгрузили, на следующее утром он уже в магазине», — описывает он. Магазин в свою очередь точно так же ориентируется на то, чтобы как можно быстрее выложить свежие фрукты и овощи на витрины, поэтому лишние звенья из цепи отсекаются. 

«У нас в магазинах нет складов, где бы фрукты-овощи какое-то время лежали и хранились, — говорит Виктор Бахов. — Это очень чувствительный товар. Взять ту же сливу. Она очень критична к любому физическому воздействию — перекладке, пересыпке, любые повреждения вызывают у нее преждевременную потерю качества. Если говорить про овощи, то тут любые колебания температуры могут сократить срок сохранения качественного внешнего вида на 50%. Перегрелся или переморозился овощ на три-пять градусов — и вместо пяти дней остается нормальным только два».

"