Posted 15 июля 2018,, 23:55

Published 15 июля 2018,, 23:55

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Кальянщики на набережной: сколько они зарабатывают и почему не боятся ни полиции, ни чиновников

15 июля 2018, 23:55

Мэрия Красноярска получила в собственность кусок набережной, где любят собираться кальянщики и автомобилисты. Теперь город намерен благоустроить участок и прогнать с него любителей подымить и пошуметь. Редакция «Проспекта Мира» провела вечер в самой гуще событий и узнала, что о планах навести порядок на набережной думают сами кальянщики.

Вечером в среду набережная возле речного вокзала переполнена. Почти всё пространство занято автомобилями, рядом с которыми что-то обсуждают их владельцы; на небольшой полоске напротив ТЦ «Енисей-Батюшка» стоят в ряд мотоциклисты в кожаных куртках; перед кофейнями и бургерными на колесах собираются небольшие очереди. Гуляют семьи с детьми, пары всех возрастов, девушки в коротких шортах и парни в шортах подлиннее. Стараясь никого не задеть, мимо проезжают велосипедисты, один из автомобилей пытается развернуться, но из-за тесноты врезается задом в фонарный столб. На фоне, разрывая сабвуферы, из машин гремит музыка.

В самой гуще этого столпотворения, от здания Речного вокзала до створа улицы Сурикова, обосновались уличные кальянщики. В прошлом с наступлением тепла любители покурить кальяны выходили на участок набережной у Коммунального моста, однако год назад из-за благоустройства им пришлось сместиться чуть дальше.

В основном кальянщики — это молодые люди, приехавшие сюда группами по несколько человек. Среди них, например, сонный парень в очках, полуразложившийся на раскладном стуле возле бежевой «семерки», а также накачанный молодой человек с девушкой в черно-розовых леггинсах, рядом с которыми лежит уставшая от жары бойцовская собака. Кальянщики организовали немудреные точки по аренде перед своими автомобилями: один-два столика, пять-семь пластиковых или раскладных стульев и столько же кальянов.

— Сколько стоит покурить кальянчик? – спрашиваем у спортивной пары с питбулем.

— 500 рублей.

Согласившись, что цена вроде бы «норм», садимся на стульчики (среди которых есть один детский) и выбираем вкус курительной смеси (цитрусовый плюс мята). Пока ждем, когда дозреют угли, из соседней машины начинает играть песня «Никотин» Димы Бриза со словами: «Алкоголь боль глушит, / Кружит меня никотин». Кальянщик предлагает напиток на выбор: банку спрайта или бутылку сока. Первый напиток бесплатно — если захочется выпить еще, придется заплатить 50 рублей.

— А много народу вообще вот так покурить ходит?

— Много, но в основном все позже подтягиваются, часов в одиннадцать, — объясняет кальянщик. — Тут у меня вообще ни одного кальяна свободного не останется (во время разговора заняты три из семи кальянов). Некоторые до пяти утра здесь так тусят.

— А где они сидеть будут, стульев же не хватит?

— В машинах в основном все сидят. Подъехали на своей машине на набережную, арендовали кальян и всё.

— А как в аренду брать? Паспорт в залог оставлять?

— Конечно. Кальян дорогой. По деньгам аренда дороже выйдет, чем на стульчиках посидеть. Цена — в зависимости от табаков. Если табаки свои и чисто кальян нужен, то я меньше чем за 1000 рублей не даю.

Через несколько минут к предпринимателю подходит приятель, который, судя по всему, тоже сдает в аренду кальяны по соседству.

— А что Симба такой вялый? — спрашивает он. Симбой зовут питбуля, всё это время пес лежал в сторонке и на нас внимания не обращал.

— В такую погоду собаке нормально отдыхать. Намордник вот ему купил. Чтобы менты не докапывались.

— А чо говорят?

— Типа, собака бойцовская, поэтому нужен намордник. Я им: да он щенок еще. — Да какой щенок? — говорят.

Спустя еще время мимо нас проезжают полицейские из мотополка ДПС. Один из полицейских приветственно кивает головой в шлеме «нашему» кальянщику, тот кивает в ответ.

— А менты уже начали с набережной гонять? — вновь завязываем беседу мы.

— А какое у них право гонять? — удивляется кальянщик.

— Да вот мэрия говорит же, что не будет кальянов на набережной…

— Говорят много, а делают мало.



Такое явление, как кальян, не предусмотрено

О том, что кальянщиков и автомобилистов прогонят с набережной в течение месяца, в мэрии заявили 21 июня. Тогда на набережной прошло показательное выездное совещание с участием первого вице-мэра Владислава Логинова, директора муниципального Центра спортивных клубов Александра Митрошкина (в пользовании этой организации находится большая часть набережной) и ГИБДД.

Логинов на совещании заявил, что в администрацию приходит много жалоб по ситуации на набережной. «Люди пишут, что здесь невозможно проехать на велосипеде, почему-то в вечернее время здесь начинают кататься на автомобилях, звучит громкая музыка», — сказал вице-мэр, добавив, что жалуются в том числе и на кальянщиков, которые собираются здесь вечером.

Владислав Логинов пообещал, что скоро «все желающие, которые хотят приехать сюда с громко звучащей музыкой, которые хотят покурить кальян в автомобиле либо рядом с автомобилем», допускаться на территорию набережной не будут.

По его словам, набережная — это «зона отдыха, зона пешеходных прогулок и зона здоровья». 

«В нашей сибирской, красноярской культуре такое явление, как кальян, совсем не предусмотрено, и мы считаем, что этого не должно быть здесь», – поделился мнением Логинов.

Как сказал вице-мэр, в июле участок вдоль реки от улицы Сурикова до ТЦ «Енисей-Батюшка», занятый автомобилями и кальянами, закроют, чтобы благоустроить территорию. К тому моменту участок, всё это время находившийся в федеральной собственности, должны передать городу, что и позволит начать работы, пояснил чиновник.



В начале июля мэрия сообщила, что передача земли состоялась, и теперь городу ничто не мешает приступить к благоустройству. Александр Митрошкин из Центра спортивных клубов рассказал «ПМ», что на набережной сделают разметку и установят дорожные знаки — для водителей, велосипедистов и пешеходов. Кроме того, здесь планируют установить новые лавочки и урны, открыть пункты проката велосипедов, роликов и гироскутеров. Все работы хотят сделать до 25 августа.

По словам Митрошкина, из-за благоустройства проезд на набережную с улицы Сурикова перекроют до 21 июля. Также будет закрыт сквозной проезд через музейный центр «Площадь Мира» — проехать через него «до кораблей и катеров» можно будет только на спецтранспорте и по пропускам. Таким образом, попасть на эту часть набережной можно будет только с улицы Парижской Коммуны.

Парковку в створе улицы Сурикова уберут — и парковаться можно будет либо между речным вокзалом и ТЦ «Енисей-Батюшка», либо между ТЦ и «Галереей Енисей». Как обещали еще на выездном совещании в конце июня, парковку между зданием речвокзала и ТЦ «Енисей-Батюшка» отделят от пешеходной зоны вандалоустойчивыми столбиками, а в районе спуска с Сурикова установят шлагбаум.

«Получается, мы уберем 2/3 парковки, треть остается, — пояснил «ПМ» Александр Митрошкин. — Конечно, на ней могут обосноваться кальянщики, но сейчас для них такого простора не будет. Теперь за ними и за их деятельностью будут тщательно следить сотрудники полиции».

Красноярская полиция, судя по сводкам, периодически и так отчитывается о пойманных уличных кальянщиках. Правда, это не то чтобы массовые случаи. В июле 2017 года, например, в полиции рассказывали, что за месяц приостановили работу четырех таких кальянщиков на набережной. У молодых людей изъяли 15 кальянов и более 90 упаковок курительных смесей. На тот момент за год полицейские закрыли девять точек, сдающих кальяны в аренду.

Владельцев привлекли к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и за продажу табачной продукции без соответствующей маркировки. Если в курительных смесях нет табака с никотином, то мобильные кальянные не попадают под антитабачный закон, запрещающий курение в общественных местах. Поэтому кальянщиков с набережной в основном привлекают как раз за незаконную деятельность — за сдачу кальянов в аренду без оформления ИП или ООО. По закону за это предусмотрен административный штраф от 500 до 2000 рублей.



Бизнес и тусовка

Сколько точно кальянщиков работает на красноярской набережной, сказать сложно. Представитель сети кальянных «Паровоз» Игорь (попросил не указывать фамилию; на набережной у сети есть свой «лаунжмобиль») говорит «ПМ», что их «очень много»: каждый вечер на берегу Енисея собирается более 20 автомобилей, в которых сдают кальяны в аренду.

По его оценке, «99%» кальянщиков делают это без оформления ИП и «никаких документов они показать не смогут». «Наш лаунжмобиль тут, возможно, единственный, у кого всё оформлено по закону, — считает Игорь. — Он, грубо говоря, филиал наших стационарных кальянных».

Как описывает Игорь, большинству уличных кальянщиков 18-20, максимум 25 лет. «В основном это обычные студенты и вне сезона они учатся, — говорит он. — Это люди из той же области, что торгуют у нас цветами на 8 Марта, елками на Новый год, чем-то еще подобным».

На вопрос, является ли сдача кальянов на набережной просто тусовкой или выгодным бизнесом, Игорь отвечает, что это одновременно и то, и другое. За вечер в зависимости от погоды и дня недели одну кальянную точку, по его оценкам, могут посетить от 5 до 20 человек. Имея, например, пять кальянов, молодые люди могут заработать минимум порядка 3000-4000 рублей за вечер, прикидывает он: «Больше нигде они в свои годы столько не заработают».

Точек на набережной, закрепленных за определенными кальянщиками, с его слов, нет — «кто первый приехал, тот и встал». Стычек из-за мест, по мнению Игоря, также не бывает (впрочем, другой кальянщик, с которым пообщался «ПМ», утверждает, что периодически конфликты между определенными группами всё же случаются).

«Какие могут быть конфликты? — спорит Игорь. — Если бы кто-то поставил там стационарную точку и получил разрешение на торговлю на набережной, то вот тогда были бы вопросы к людям, которые встают на чужое место. А так — мы все с колес: где захотел, там и встал, — это общественная территория».

«Это всё складывалось годами, сборы на набережной длятся с 2010 года», — вспоминает он. — Можно сказать, что за это время тут образовалось своя тусовка. Потому что это единственное место, где летом свежий воздух, прохладно и большая территория, на которой может собраться много людей. Такими местами силы раньше были «экран» (на площади Революции), опера, арка — но оттуда машины постепенно сгоняют. А набережная всегда была какой-то статичной. Держалась и держалась: всегда люди знали, что вечером туда приедешь, найдешь друзей, знакомых и как-то проведешь спокойно вечер на более-менее свежем воздухе».

Заявления властей о том, что они собрались навести порядок на набережной, Игорь при этом считает «совершенно адекватными». «С точки зрения окрестных людей, которые там рядом живут, происходящее на набережной — это полный беспредел, — говорит кальянщик. — Это же всё стихийно происходит, урегулировать это никак не смогли, поэтому остался только строгий путь — убрать кальяны. Только чем им именно кальяны помешали, никто не понимает. Ну ладно, сборища, музыка громкая. Но, как правило, музыка играет у тех, кто не курит кальяны».

Проблему с музыкой на набережной, по его мнению, можно было решить раньше. «Обычно это как происходит? Полиция просто делает предупреждение: «Сделайте, пожалуйста, тише музыку». Если бы полиция начала со своей стороны штрафовать за нарушение общественного порядка, тогда что-то изменилось бы. Но этого же никто не делает».

В то, что сейчас полиция с мэрией активизируются, и кальяны действительно исчезнут с набережной, Игорь не верит. «Никто в этом году набережную не закроет», — уверен он. На вопрос о том, что будут делать люди, если это всё же произойдет, он отвечает: «Ну куда-то поедут, переместятся на другие площади — их не так мало в городе». 

"