Posted 26 мая 2020,, 03:58

Published 26 мая 2020,, 03:58

Modified 29 мая 2023,, 10:16

Updated 29 мая 2023,, 10:16

Не возникнет ли дефицита продуктов осенью? Разбираемся в последствиях коронакризиса

26 мая 2020, 03:58

Пандемия и карантин повлияли, кажется, на все возможные сферы — исключением не стало и производство продуктов. «Проспект Мира» поговорил с агрохолдингом Goldman Group о том, почему из-за коронавируса люди стали покупать консервы вместо колбасы, вырастут ли цены на продукты и стоит ли бояться дефицита.

Как коронавирус повлиял на мясную отрасль? (Резко взлетела курица)

Несколько агрохолдингов в мае рассказали «Интерфаксу», что эпидемия коронавируса отразилась в первую очередь на ценах. Это случилось из-за того, что в марте, во время панических настроений, вырос спрос на продукцию длительного хранения, включая замороженное мясо птицы. 

«В марте начался заметный рост оптовых цен на мясо: сначала резко "взлетела" курица, за ней говядина, потом свинина, — сказал «Интерфаксу» исполнительный директор холдинга Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. — В рознице это не столь заметно, потому что ритейл в конкурентной борьбе за покупателя идет на издержки в виде сокращения своей маржи, но все же изменения видны».

Затем, по словам Гелемурзина, оптовые цены откатились назад — покупатели взяли впрок больше, чем обычно, и на время рынок остановился. На прежний уровень продажи вышли к концу апреля.

От колбасы к консервам

Покупательский спрос на мясо из-за пандемии, как рассказывают «ПМ» в Goldman Group, в целом тоже изменился. Люди стали покупать меньше колбасы, деликатесов, прочих скоропортящихся мясных продуктов, и больше — продукции длительного хранения, консервов и замороженных полуфабрикатов.

В Goldman Group, увидев тренд, еще в марте отказались от массового производства колбас и других продуктов с коротким сроком годности. «Это перестало быть востребованным, и тенденция только усиливается. Мы оперативно перепрофилировали свое производство на выпуск качественной мясной консервации и увеличили долю замороженных полуфабрикатов длительного хранения», — говорит глава холдинга Роман Гольдман.

Сейчас компания производит 33 вида мясных консервов: каши с содержанием мяса 60%, всю ГОСТовскую линейку тушенки (говядина, свинина, цыпленок, баранина, конина), основы для блюд (хашлама и другие), тушенку с сибирской дичью (лосятина, косуля, бобр), диетические с индейкой и кроликом, а также мясные паштеты. Недавно запустили оптовые поставки консервированной продукции холдинга в Новосибирскую и Кемеровскую области, а также в обособленное подразделение в Москве рассказывают в телеграм-канале Goldman Group.

«Спрос на продукты длительного хранения растет, еда в банках теперь меньше воспринимается как "неприкосновенный запас" и пища для вахтовиков — это полноценные блюда в герметичной безопасной упаковке, которые тем более не требуют особых условий хранения, — заявляют в компании. — В дальнейшем этот тренд будет усиливаться, если рынок предложит покупателям ассортимент и качество. На Западе та же ветчина, сосиски, буженина и прочее фасуются в банки».

Сейчас спрос на консервы Goldman Group превышает производительность — поставки расписаны на два месяца вперед, уточняют в компании. Холдинг подписывает контракты с федеральными сетями и к 31 мая холдинг планирует выпускать 55 тысяч банок в смену. «Для этого потребуются инвестиции, мы постараемся их привлечь, интерес есть, — говорит Роман Гольдман. — Заказали новое оборудование, пока изготавливается новая линия, мы подключаем дополнительные модули к действующей».

Цена консервов подорожали из-за падения рубля (Резко взлетела жестяная банка)

При этом в России на стоимости консервов сказалось падение рубля, поясняют в Goldman Group: поставщики резко подняли цену на мясо и курицу, а также на фасовочные банки.

Впрочем, по словам Дмитрия Гелемурзина, красноярский холдинг меньше зависит от импорта. «Самая существенная доля — это консервная жестяная банка с ключом на крышке, на ее стоимости сказывается рост курса евро. В остальном мы во многом обеспечиваем себя сами», — сказал он.

«У нас полный цикл производства и продажи продуктов от поля до прилавка, — уточняет «ПМ» Роман Гольдман. — Включая поля, технику, ГСМ, семена, животноводческие и мясоперерабатывающие предприятия, а также сеть магазинов («Мясничий»). Поэтому мы можем сдерживать кратный рост цен на свою продукцию». 

А что с посевной?

Благодаря собственным ресурсам, к слову, карантинные меры не затронули остальной бизнес холдинга. «Карантин не распространился на нас — только на офисных сотрудников. Сельское хозяйство и производство продуктов питания, а также продажа продуктов — это стратегические отрасли, которые работают при любом режиме», — объясняют в Goldman Group. 

Не должна пострадать из-за пандемии и посевная кампания. В этом году из-за теплой погоды в апреле она началась на неделю раньше, чем обычно. К середине мая засеяна уже половина полей холдинга в Большемуртинском и Сухобузимском районах — там традиционно засеиваются самые рентабельные зерновые и масличные культуры: пшеница, ячмень и рапс. Завершить кампанию планируют уже к концу мая.

Похожая ситуация наблюдается по краю в целом — к 13 мая было засеяно больше 440 тысяч гектаров (почти половина от имеющихся). 

Ждать ли дефицита из-за пандемии?

В Goldman Group ожидают, что дефицита продуктов не будет, и, напротив, видят скорее обратную опасность — переизбыток продуктов питания на рынке к концу года. По мнению Романа Гольдмана, многие производители сегодня недооценивают такой расклад, не берут его в расчет и тем самым только усугубляют ситуацию.

«Главная опасность для ритейла сегодня заключается в росте закупочных цен на продукты, — поясняет Гольдман. — Все производители, как бы они ни старались, вынуждены поднимать свои цены. С этим сложно бороться, когда удобрения, импортные запчасти, жестяная банка для консервов, "коммуналка" для тепличных хозяйств и другие составляющие дорожают. И это еще цены на топливо не растут в последнее время, хотя и такое ожидается, так как производители нефтепродуктов работают на грани рентабельности».

В холдинге прогнозируют скорый рост цен «на все» — от круп до мяса и молока. При этом одновременно с ростом цен в магазинах продолжит падать покупательский спрос, считают там.

«После снятия режима самоизоляции падение доходов населения станет очевидно для всех, — размышляет Роман Гольдман. — На этом фоне продажи сократятся, увеличится количество возвратов производителям продуктов с коротким сроком годности, будут массовые списания испорченных продуктов, которые в магазинах будут представлены с запасом, но покупать их из-за высокой стоимости и снижения платежеспособности населения станет некому. Здесь многое зависит от самих производителей. Важно верно оценить свои возможности и четко ориентироваться на спрос, не производя "лишнее", невостребованное».
"