Posted 31 октября 2022,, 12:30

Published 31 октября 2022,, 12:30

Modified 29 мая 2023,, 10:46

Updated 29 мая 2023,, 10:46

Семейная пара из Томска продала котокафе, чтобы открыть крафтовый бар в Красноярске

31 октября 2022, 12:30

В начале 2022 года в Красноярске открылся новый крафтовый бар Like a Rockstar (он же «Ларс» в народе) — тихо и без особых церемоний. Несмотря на отсутствие шумихи, бар быстро стал довольно популярным. Его хозяева, Александр и Аина Ершовы, не местные — они приехали из Томска, где до этого развили и продали два успешных проекта. 

«Проспект Мира» совместно с проектом «Мастера» поговорил с ними о прошлом в Томске и настоящем в Красноярске. 

Магазин из автомастерской и ящиков 

Саша и Аина вместе уже девять лет. Когда они познакомились, Саша организовывал концерты музыкантов из других городов и стран и делал вечеринки с местной электронной музыкой. На одном из концертов Саша познакомился с Аиной, студенткой-преддипломницей, уже через месяц они начали жить вместе. 

Знакомство Ершовых произошло в ныне закрытом томском баре «Ерш». И еще в начале отношений Саша и Аина сошлись на том, что хотят когда-нибудь открыть свой бар.

После диплома Аина немного поработала по специальности (она экономист-теоретик), но поняла, что экономическая отрасль ей не нравится вообще.

«Это жутко скучно. И, как правило, работаешь потом где-то в администрации. Ну или с коллективом каким-нибудь стремным», — говорит Аина.

Аина начала искать дело по душе. Сперва девушка начала рисовать на футболках — с этими футболками она поучаствовала на нескольких гик-ярмарках. Саша приходил ее поддержать, а заодно общался с другими участниками.

«Мы пришли к выводу, что большинство этих людей делают реально крутые штуки своими руками, но не умеют их продавать. Есть группа ВК, в ней 35 друзей и на этом все. И не развиваются. Всем не хватало какой-то площадки для продвижения и продажи», — рассказывают Ершовы.

Примерно в это же время Аине и Саше попался в соцсетях формат магазина, где любой может арендовать полку и продавать на ней свои изделия или другие вещи. Ребята решили открыть такой же. Так сложилось, что концертный бизнес Саши решили выкупить более крупные конкуренты. За небольшую группу ВК ему заплатили задаток — 37 тысяч рублей (был 2014 год). Остатка суммы в 33 тысячи Ершов так и не увидел, потому что покупатели поняли, что выкупленный бизнес для них невыгоден. 

На полученные деньги Ершовы купили икеевские стеллажи, сняли за 30 тысяч бывшую автомастерскую и сделали в ней ремонт.

«Там была грязища ужасная, и мы превратили ее в один из самых красивых магазинов Томска на тот момент. Нам писали люди, что у нас как в Европе. Потому что у нас вообще не похоже ни на что в Томске. Очень круто все было, ярко сделано — классные белые стены, акцентная зеленая стена и яркие ящики, в которых, собственно, находился товар. Из-под овощей, деревянные, которые мы сами перекрашивали. На потолке сделали огромного восьмибитного Марио (персонаж серии видеоигр — прим.ред.)».

Ершовы говорят, что им понравилась сама экономическая модель такого магазина — минимум вложений, сразу получаешь деньги, когда арендуют полку, но все же пара сошлась на том, что это не их формат. К тому же, магазин, который задумывался как площадка для реализации хэндмейда, начал заполняться товарами с «Алиэкспресса» — тогда заказать что-то с «Али» было сложно, и те, кто разбирался в этом, заказывали и продавали у Ершовых. Ребята были не против, пока таких товаров не стало слишком много и они не начали размывать концепцию крафт-шопа.

В таком режиме магазин проработал три года. Ершовы в итоге продали магазин за 350 тысяч, и он работает до сих пор:

«Купил его очень хороший наш друг. Он вообще максимальный гик, в теме компьютерных игр. Он изначально из сферы IT, но пошел в предпринимательство. И он подошел к этому магазину с другой стороны, очень грамотно построил. Смотрел, что продается, а что нет, сам стал заказывать товары, купил печатное оборудование. И развил магазин в очень кайфовый гик-шоп Craft. Недавно открыл филиал в Новосибирске».

Котики, «Друзья» и выгорание 

На вырученные от продажи магазина деньги ребята еще в 2017 году хотели открыть бар, но не хватало ни денег, ни имущества для кредитного залога, ни хорошей кредитной истории. Тогда Ершовы решили открыть котокафе. Перед тем, как заняться проектом, Саша и Аина съездили в Новосибирск и досконально расспросили владельцев тамошнего популярного котокафе, чтобы вникнуть во все нюансы. 

Для оформления Аина позаимствовала идеи из своего любимого сериала «Друзья».

«Интерьер был слизан с квартиры Моники. Фиолетовые стены, куча текстиля, стеллаж голубенький и вот этот шрифт их фирменный для названия Cats Friends. До сих пор считаю, что наше котокафе — самое уютное из всех, что есть здесь, в Сибири», — говорит Аина.

Котокафе разместилось в помещении в 130 квадратов. Большая площадь позволила сделать отдельный карантин для новеньких или заболевших животных. Котов для котокафе ребята брали из приютов — лечили, стерилизовали. Если какому-то посетителю понравился котик, его могли пристроить — но, разумеется, только в хорошие руки. 

«Это была еще и просветительская работа. Мы рассказывали людям, почему нужно делать какие-то обработки, почему нужно прививать животное, почему нужно посещать ветеринара, стерилизовать и прочее».

Первый час в котокафе стоил 250 рублей, дальше — 2 рубля в минуту. Сюда входили чай и печеньки, игра на приставке, настолки — в общем, приятное времяпровождение в обнимку с котами. Ершовы говорят, что их проект поддерживали жители Томска и СМИ. Это очень помогло во время пандемии, когда потока гостей не было, но котам требовалось питание и уход.

Котокафе Александр и Аина называют скорее социальным бизнесом, на котором нельзя заработать много денег. Все расходы на аренду, уход за питомцами и другие траты окупаются, но плюс получается совсем небольшой — 50-60 тысяч в месяц. 

К тому же, вдвоем заниматься такой работой, говорят Аина и Саша, невозможно. У них это привело к выгоранию.

«Я до сих пор люблю это котокафе. Но мы от него устали именно морально, потому что ты на протяжении четырех лет несешь ответственность за живых существ 24/7. Не можешь взять отпуск, уехать и не думать. Когда ты работаешь в такой сфере, где буквально жизни животных от тебя зависят — ты не можешь от этого абстрагироваться. И приходит моральное истощение. Постепенно оно нас догоняло — были периоды прям депрессивные, это начало переходить на личные отношения».

Ершовы съездили в первый за семь лет отпуск, а когда вернулись — решили продать котокафе и уехать из Томска. Тогда же от старости умер любимый кот Эрл, который жил в котокафе, но считался семейным, и в городе ребят больше ничего не держало.

Кафе выставили на продажу за 650 тысяч: в 300 тысяч ребята оценили материальную составляющую, в 350 — аудиторию и бренд. Покупателя нашли через соцсети — кафе купила девушка из Кемерова.

В январе 2022 года Александр в одиночку приехал в Красноярск — разведать обстановку и посмотреть помещения, и загорелся идеей переехать и открыть бар.

«Мы в Красноярск приезжали еще до, он нам очень понравился — он очень ламповый. Но несмотря на то, что в нем есть все преимущества маленького Томска, в нем есть еще и все преимущества большого города. Он такой уютный, и при этом развивающийся, по сравнению с Томском и Новосибирском — видно, что город богатый, комфортный для жителей. Зеленые насаждения, лавочки, качели — обычные вещи для среднего красноярца, нам казались чем-то "Вау, классно, деревянная дорожка"».

После продажи кафе Александр взял кредит на миллион, добавил вырученные 650 тысяч, прибавил к ним накопления и поехал с Аиной в Красноярск — открывать Like a Rockstar.

Ремонт за месяц, Тарантино в халатике и клиенты-друзья 

С начала февраля Ершовы начали ремонт в помещении в торговом центре «Эверест» в центре города. Работы было много, но ребята уложились за месяц, даже с неделями простоя, когда работа зависела не от них, а от наемных специалистов.

«Все делалось бюджетно, крафтово, своими руками — крафтовый бар же. Многое делали сами и многое на ходу. Бары за месяц не открываются, конечно — тот же Jawsspot (еще один красноярский крафтовый бар — прим.ред.) открывался два-три месяца».

Ершовы убрали старый ламинат, выровняли пол, убрали со стен декоративный кирпич, укоротили одну из внутренних стен, зашили лишние двери, все перекрасили и сами украсили рисунками. Мебель покупали с рук у разных продавцом — так, по словам Аины, дешевле и экологичнее. Столы собирали сами — из отдельно купленных столешниц и ножек.

«Учитывая, что наш бюджет был небольшой, мы выискивали все. Столешку в одном месте, подстольник в другом. Стулья в одном, диван в другом. Выискивали какие-то бюджетные, но при этом достаточно стильные предметы. Я считаю, что вышло все как нельзя лучше», — рассказывает Аина.

Название Like a Rockstar родилось после недолгого анализа и творческого поиска — и оно, кстати, не финальное: возможно, бар возьмет себе другое имя. Изначально его планировалось назвать «Диктатура», по названию улицы, на которой он находится, но от этой идеи ребята отказались.

«Буквально за вечер решили, что назовемся Like a Rockstar, потому что у нас в основном фоном играет какой-то рокешник. Мы его очень любим. И хотелось сохранить винтажность, рок-н-ролл, эту эстетику. На стенах повесили постеры из фильмов, плюс у нас там на сцене стоят Тарантино и Лебовски. Стиль жизни Лебовски очень к нашему бару подходит — такой расслабленный мужичок, в халатике. И Тарантино там тоже, кстати, в халатике».

Первый рабочий день у «Ларса» был 5 марта. На техническое открытие пришли в основном знакомые — Саша еще перед открытием ходил по другим барам, знакомился с людьми и рассказывал, что скоро откроет заведение. 

Сами ребята считают, что бар пока нельзя назвать полностью готовым — не в полную силу работает кухня, местное оборудование вроде вытяжки и сантехники, довольно изношенное. Но Ершовы постепенно решают эти проблемы. У бара даже появились фанаты.

«Какие-то нюансы вылезают, но мы справляемся с бытовыми проблемами, хотя и понимаем, что нам многое надо еще сделать в баре. И мы это сделаем, конечно. У нас есть уже пул постоянников, которые ценят нас за спокойную атмосферу, уютную, где можно поговорить. Мы поняли, что у нас такой формат — talk-бар. Потому что к нам приходят именно за разговорами».

Как говорит Саша, сейчас им помогает развиваться сарафанное радио — те же постоянники приглашают в «Ларс» своих друзей, а те приглашают своих.

«С многими мы прямо подружились — они нас в гости зовут, играем в настолки, в покер, недавно нас катали на сумасшедшей "Волге" по городу».

Кроме этого, Ершовы пытаются формировать оригинальный ассортимент, который не копировал бы уже существующие Jawsspot и «Алиби». Аина и Саша не раскрывают, сколько у них поставщиков, но говорят, что берут пиво и напрямую у пивоваров, и у посредников. Найти поставщиков, говорят создатели «Ларса», было не сложно — и пивоварен, и тех, кто занимается оптовыми закупками пива, на рынке очень мало. Недавно ребята съездили в Кемерово — познакомиться с новой пивоварней. Скоро «Ларс» проведет презентацию. 

В баре уже проводятся выставки, поэтические чтения, перформансы. Ребята хотят добавить к ним кинопоказы и акустические концерты. Сейчас, спустя чуть больше, чем полгода после открытия, «Ларс» окупается, но заработка пока не приносит.

«Если считать по-нормальному прибыль, то она есть и причем неплохая. Но она идет на погашение кредитов. Вот такой круговорот получается. Сейчас надеемся, что собственник доделает помещение, вытяжку, заработает нормально кухня — повысится выручка. Плюс сейчас осень. Осень, зима — это прям наше время. Люди с улиц возвращаются».

Сложностей с закупкой, говорят Саша и Аина, пока нет. Зарубежное пиво закупается у оптовых ритейлеров, и для конечных баров проблем с их покупкой нет. Единственный существенный недостаток — и он касается не только зарубежного продукта — сильно выросли цены. По словам ребят, сейчас на ту же сумму, что в начале года, можно купить в полтора раза меньше. Это было небольшим разочарованием — ожидания от выручки не оправдались.

Вместе с этим, хозяева «Ларса» говорят, что на выручку вряд ли повлияло изменение популярности крафтовых баров. Заведения с крафтовым пивом изначально были очень нишевые, рассчитанные на узкую аудиторию любителей, и именно любители, которые делают основную кассу, никуда не делись.

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

"