Posted 6 августа 2020,, 23:44

Published 6 августа 2020,, 23:44

Modified 29 мая 2023,, 10:20

Updated 29 мая 2023,, 10:20

Среди зачисленных в МГУ по целевому набору от госструктур студентов нашлись дети красноярских начальников госструктур

6 августа 2020, 23:44

Существует особая категория абитуриентов, которым не нужно волноваться о том, поступили ли они в вуз. Это целевики, которые гарантированно проходят в университеты практически без конкурса. 

Издания «Важные истории», «Новая газета», антикоррупционная организация «Трансперенси интернешнл — Россия» и студенческий журнал DOXA провели исследование о целевом наборе в российских вузах. Они обнаружили более 100 случаев, когда чиновники и силовики, которые могли влиять на отбор целевых студентов, отправляли в престижные вузы своих детей и близких.

Среди них оказались и официальные лица из Красноярского края, — например, экс-начальник красноярского СК, сын которого без конкурса поступил на юрфак МГУ. «Проспект Мира» благодаря исследованию обнаружил, что целевой студенткой того же факультета стала дочь другого бывшего высокопоставленного красноярского следователя и бывшей начальницы управления пресс-службы краевого правительства.

Что за целевой набор?

Суть целевого набора в том, что государственная структура, заинтересованная в поиске специалистов, может послать абитуриентов на обучение, а также предоставлять им дополнительную стипендию и жилье, поясняется в совместном исследовании журналистов. В свою очередь выпускник после обучения должен проработать в этой структуре минимум три года (срок определяется договором между абитуриентом и организацией). Выбирают целевиков сами организации, вузы в отборе не участвуют, отмечают «Важные истории».

Для исследования журналисты изучили по открытым источникам случаи целевого поступления в 15 российских вузов с 2015 по 2019 годы. Всего удалось собрать более трех тысяч фамилий целевых студентов. Среди них подтвердилось 102 случая, когда дети или родственники госслужащих поступали на учебу по целевой квоте от госструктур, которые эти служащие возглавляли или с которыми взаимодействовали по службе.

Как пишут «Важные истории», большинство из этих родственников не смогли бы поступить в интересующие их вузы по общему конкурсу, так как набрали меньше проходного балла. Но, даже когда дети чиновников или силовиков сдавали ЕГЭ успешно и могли бы поступить сами, не исключены конфликты интересов, отмечают авторы исследования. Целевой набор фактически гарантирует поступление абитуриента до вступительных экзаменов, а иногда — бонусы к стипендии и оплату проживания студента.

При этом нередко родственники чиновников, поступившие по целевому набору, не оканчивали учебу или не шли отрабатывать положенные три года в госструктуру, которая заказала их обучение, отмечают авторы исследования.

Целевые красноярцы

В списке должностных лиц, чьи родственники попали на обучение в престижные вузы по целевому набору, «Важные истории» упоминают следователя Владимира Скворцова. Скворцов до августа 2016-го был замруководителя Главного Следственного управления СК по Красноярскому краю. Сейчас, по данным сайта красноярского СК, он входит в совет ветеранов следственных органов.

Согласно исследованию, сын Владимира Скворцова поступил на бакалавриат юрфака МГУ, заказчиком был Следственный комитет РФ. «ПМ» нашел фамилию Скворцова в приказе МГУ о зачислении на целевые места за 2015 год. Судя по результатам ЕГЭ, на общих основаниях Скворцов-младший в вуз бы не поступил — для прохождения в первую волну абитуриентов ему не хватало 40 баллов. Платное обучение на юрфаке МГУ в 2015-2017 годы стоило 385 тысяч рублей, с 2018-го — 415 тысяч, с 2019-го — 435 тысяч.

Владимир Скворцов, фото: ГУ СК РФ по Красноярскому краю

В профиле студента Скворцова-младшего на сайте университета годом выпуска указан 2019-й, в том же году он подавал заявку на участие в универсиаде по правоведению. Можно сделать вывод, что Скворцов-младший доучился на юрфаке МГУ. По идее, сейчас он как целевик должен отработать минимум три года в Следственном комитете, который заказывал его обучение (в открытых источниках найти информацию об этом не удалось).

«ПМ» направил запрос в СК России с просьбой прокомментировать, не видит ли ведомство конфликт интересов в этой ситуации, а также подтвердить, что Скворцов-младший работает в следственных органах.

Обновлено 12.08: на отправленный 6 августа запрос ответа мы пока не получили.

«ПМ» изучил приказы о зачислении целевиков МГУ и обнаружил в нем еще две фамилии, связанные с Красноярским краем. 

Во-первых, это дочь бывшего следователя Андрея Лисицына и бывшей главы управления пресс-службы губернатора и правительства края Елены Уляшевой. Имя дочери Лисицына и Уляшевой есть в приказе зачисленных целевиков на юрфак МГУ 2017 года. Заказчиком выступал СК РФ. Девушке, для того чтобы пройти в университет на бюджет по общему конкурсу, не хватало 79 баллов.

Андрей Лисицын руководил отделом по расследованию убийств и бандитизма в красноярском управлении Следственного комитета, когда тот еще был частью прокуратуры. Он награжден нагрудным знаком «Почетный работник СК при прокуратуре РФ». После отставки Лисицын упоминался в СМИ как адвокат. Елена Уляшева долгое время работала журналистом и главным редактором «Московского комсомольца», с декабря 2017-го она два года возглавляла пресс-службу правительства края (уже через несколько месяцев после поступления дочери). В 2019 году ее назначили гендиректором красноярского «7 канала».

Оперативно связаться с Уляшевой не удалось, на момент написания материала ее телефон был недоступен.

При этом Уляшева сама рассказывала о поступлении дочери в МГУ в своем фейсбуке (обновлено: после выхода публикации пост стал недоступен). Про целевой набор она не упоминала.

Обновлено 12.08: 

В комментариях к материалу «ПМ» в соцсетях Елена Уляшева написала, что она и муж никогда не скрывали, что их дочь поступает по целевому набору. Списки поступивших целевиков — открытая информация, которую МГУ публикует каждый год, отметила она.

«Целевик, как и любой абитуриент, сдает ДВИ (дополнительные вступительные испытания) по общим требованиям МГУ и участвует в конкурсе. Плюс внутренние собеседования в самом СК, — пояснила Елена. — Так что поступление было тяжелым и психологически сложным для всех — и для ребенка, и для нас с мужем. Это действительно было сродни штурму. И я горжусь, что ребенок с достоинством выдержал и прошел этот путь. Сейчас [она] закончила третий курс. Одна из лучших в группе по успеваемости».

Елена добавила, что, когда их дочь поступала в МГУ, ни она, ни муж не работали в госструктурах: «Наша дочь шла по целевому, потому что в целевом наборе может участвовать любой человек, в том числе тот, у кого родители не являются госслужащими».

Источники «ПМ» в следственных органах подтвердили, что Лисицин не работал в СК с 2010-го.

Кроме того, в 2016 году на юрфак МГУ по целевому набору был зачислен абитуриент по фамилии Савельев. Для прохождения по общему конкурсу ему не хватало 36 баллов. Заказчиком поступления было правительство Красноярского края. В открытых источниках, однако, «ПМ» не нашел какой-либо информации, указывающей на то, что Савельев может быть родственником кого-либо из «серого дома». При этом в соцсетях есть пост с упоминанием полного тезки абитуриента Савельева — в 2015-м он учился в десятом классе красноярского кадетского корпуса и стал призером регионального этапа олимпиады по обществознанию.

Бонус: Тува

Кроме того, в списке «Важных историй» числится Олег Удумбара — управляющий отделением Центробанка в Туве. По заказу министерства образования и науки Республики Тыва в 2016 году по целевому набору на экономический факультет МГУ был зачислен сын Удумбары. Удумбаре-младшему для поступления на общих основаниях не хватало лишь трех баллов. Стоимость обучения на экономическом факультете МГУ по специальности «экономика» в 2016 году составляла 385 тысяч рублей, с 2017-го — 420 тысяч, с 2019-го — 470 тысяч. 

"