Posted 21 июля 2020,, 02:56

Published 21 июля 2020,, 02:56

Modified 29 мая 2023,, 10:18

Updated 29 мая 2023,, 10:18

«Ваши дети и ваши внуки будут нам должны». Бизнесмены годами не могут вывезти свой товар из «Июня» и расторгнуть аренду

21 июля 2020, 02:56

Красноярские предприниматели, которые арендовали площади в ТРЦ «Июнь», не могут съехать после расторжения договора аренды. Администрация комплекса действует жестко — вызывает охрану и не дает вывезти оборудование и товары. «Проспект Мира» пообщался с бизнесменами и их представителями и узнал, как они пытаются забрать свое имущество, а взамен получают тысячные и миллионные долги.

Взять два миллиона и не отдать ничего

О ситуации между ТРЦ «Июнь» и предпринимательницей Ольгой Станкус «Проспекту Мира» рассказала адвокат последней Наталья Зайцева. В 2018 году Ольга купила у компании «Лантана» (в том же году ликвидирована) находящуюся в ТРЦ студию загара «Гаваи» (солярии и мебель).

Как уточнила адвокат, во время встречи администратор ООО «Лекс» — (арендодатель ТРЦ «Июнь», у них общий учредитель  — АО «Регионы Финанс», входит в федеральный холдинг «Регионы»), попросила Ольгу принести договор купли-продажи, чтобы якобы оформить договор аренды через Москву. 

После договора с Ольги потребовали расписку, что «Лантана» не имеет к ней претензий. Она выполнила и это условие — но представители компании «Лекс» заявили, что им необходимо получить некую доверенность «Лантаны». Как утверждает Зайцева, арендодатель якобы пытался вынудить Станкус сказать, что она действует от имени «Лантаны». Но никакой доверенности не могло и быть, говорит адвокат, так как Ольга Станкус — частное лицо. 

Так в течение нескольких месяцев Станкус пыталась договориться с арендодателем, пока в мае ей не сообщили, что договор с ней, скорее всего, не подпишут.

Тогда Ольга арендовала другое помещение в Красноярске, подписала договор и внесла первую плату — но оборудование ей вывезти не дали. Когда она приехала в «Июнь» с грузчиками, ее остановили охранники. Администратор, рассказывает адвокат, вышла и заявила, что «Лантана» якобы должна «Лексу» 2 миллиона, и поэтому все оборудование принадлежит ООО «Лекс».

«Станкус купила эти вещи и заплатила за них два миллиона. Ей говорят: “Не факт, что вы их купили. Ну и что, что вы “Лантане” заплатили, а нам-то вы не заплатили”. А почему она должна им платить? Все наши попытки вывести студию загара не увенчались успехом. Вызывается охрана, которая действует по-хамски, грубо. Последний вопиющий случай был, когда Ольга Витальевна пришла [для суда] описать все имущество. Но пришла охрана и силовым методом отобрала у Станкус ключ, выкинула из помещения студии “Гаваи” и сказала, чтобы она туда больше не ходила».

Приехавшие на место полицейские тоже не смогли решить спор, продолжает адвокат — они рекомендовали Станкус либо «поговорить по-хорошему» с арендодателем, либо обратиться в суд. Предпринимательница выбрала второй вариант и подала иск с требованием к «Лексу» вернуть ее имущество.

В Арбитражном суде арендодатель заявил, что не уверен, что «Лантана» действительно продала студию загара. В течение нескольких месяцев Станкус и ее адвокат не могли попасть в помещение, чтобы выполнить определение суда — описать свое имущество и составить акт. Администрация, по словам адвоката, ссылалась на режим самоизоляции и не разрешала войти в торговый центр.

«Хотя мы знаем, что туда заходят. После того, как мы пошли туда и через стекло сфотографировали наши вещи, они теперь повесили там шторы. Каждый раз, когда я звоню, начинается игра в футбол. Дозваниваюсь до администратора, главбуха, кого угодно, мне говорят: “Вам перезвонят, не переживайте”».

Вдобавок представители «Лекса» якобы просили предпринимательницу подписать документ, который обязал бы ее выплачивать два миллиона за «Лантану». По словам Зайцевой, директор последней Ольга Баранова утверждала, что никаких денег ее компания не должна. Кроме того, по закону семья Станкус в этом случае не может быть правопреемником задолженности.

«Взять вот так вот два миллиона и не отдавать людям ничего. Более того, согласно законодательству, если у “Лекса” были претензии к “Лантане”, то у них было достаточно времени с марта, когда туда пришли Станкус и Баранова — и когда Баранова сообщила администратору, что они прекращают деятельность, а имущество продают Станкус».

Ольга Станкус судится с «Лексом» более полутора лет. 16 июня Арбитражный суд наконец удовлетворил иск и постановил истребовать у арендодателя все оборудование и другие вещи студии загара (солярии, мебель, камеру видеонаблюдения, вентиляторы и другие). Вернуть имущество Станкус пока не удается — администрация якобы ссылается на то, что ТРЦ не работает из-за ограничительных мер. Адвокат предполагает, что ее клиентка сможет получить свои вещи ближе к окончанию пандемии.

Знал, к чему приведет

Андрей Андреев пришел в «Июнь» в декабре 2018 года — открыл бутик с изделиями из кожи. Договор аренды подписал на 11 месяцев (до ноября 2019 года), но отработал меньше. 30 мая 2019 года он подал заявление о прекращении деятельности в ТРЦ с 1 июля, указав в нем, что у него нет средств для дальнейшей работы.

«В заявлении прямо указано, что я работаю в минус, уже лезу в долги, нет даже денег на покупку кассового аппарата, — рассказал Андреев. — У меня торговая точка даже не была подключена к свету. Я описал эту ситуацию, но ответа не получил. Никакого. Вообще».

26 июня Андреев пришел к администрации торгового центра подписать документы о вывозе своего оборудования и товара — ему отказали.

«Просто на словах сказали: “Нет, мы тебе не дадим разрешение, а без него ты ничего вывезти не можешь”. Я в тот же день написал заявление на имя руководителя, попросил объяснить, на каком основании мне отказали. И снова без ответа».

Во время перекуров, продолжает бизнесмен, он познакомился с охранниками ТРЦ — они рассказали, что администрация якобы попросила следить за Андреевым в последние дни его работы, чтобы они ничего не вывез.

«Получается, я не мог даже в руках вывести сумку со своим товаром. И с 1 июля они наложили арест на все мое имущество. 1 июля я написал заявление в полицию, 3-го — заявление в прокуратуру. Вещи до сих пор там».

Администрация торгового центра ответила на его заявление только тогда, когда узнала, что он написал заявление и в полицию, рассказывает Андреев. Причем, по словам бизнесмена, ответ был датирован задним числом, от 26 июня. В этом письме «Лекс» не согласился с расторжением договора аренды.

«На почте указано, что они сдали [ответ] 4 июля, есть опись вложения. Но письмо я получаю девятого июля. То есть их отписка недействительна, потому что они мне не дали ответ в определенное законом время — в течение месяца, до 30 июня. Они не дали мне отказа [на расторжение договора], но они удержали мое личное имущество. Ради чего? Пока имущество находится на территории ТРЦ, они официально взимают с тебя арендную плату. Работаешь — не работаешь, ты же занимаешь место».

В итоге арендодатель потребовал с Андреева оплатить задолженность — чуть более 183 тысяч рублей. Его имущество переместили в склад хранения.

«Они мне говорят: “Ты нам выплати вот эти 183 тысячи и забирай свое”. Я естественно с этим решением не согласен».

Полицейские, рассказывает Андреев, тоже не могут решить его проблему. Администрация торгового центра якобы объясняет им, что законно удерживает вещи бизнесмена, из-за задолженности. При этом, продолжает предприниматель, прокуратура Советского района несколько раз настаивала на возбуждении уголовного дела по статье 330 УК РФ (Самоуправство), однако полиция отказывается.

Андреев трижды писал о своей ситуации в администрацию президента РФ, но оттуда письма пересылают обратно в Красноярский край. Одну из жалоб бизнесмена краевое правительство зачем-то послало в краевой минсельхоз. В последнем письме в администрацию президента бизнесмен просит, чтобы его ситуацию начали рассматривать в Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по краю.

Впрочем, Андреев говорит, что к самому договору аренды у него сразу были вопросы, и он «знал, к чему это приведет».

«Все расписано именно так, что все права имеют они [“Лекс”]. Указано, что все вопросы должны решаться в Арбитражном суде Москвы — в этом есть большое нарушение. Я, как предприниматель, и ООО “Лекс” зарегистрированы в Красноярске. Если мы оба зарегистрированы в Красноярске, почему нашим делом должен заниматься Арбитражный суд Москвы? В этом договоре очень много уловок».

Бизнесмен планирует обращаться с иском в Арбитражный суд Красноярского края.

«Теперь это дело принципа. Я хочу добиться, чтобы полиция, прокуратура признали их действия незаконными. Иск мой будет однозначно больше миллиона».

Сам Андреев хоть и не знаком с другими арендаторами комплекса, попавшими в подобную ситуацию, но отмечает, что «видел в “Июне” очень много закрытых, брошенных магазинов».

Выставили долг в 10 миллионов, умерла во сне

Пенсионерка Татьяна Куличева тоже замечает, что в «Июне» немало закрытых бутиков.

«Знаете, как Титаник, один отдел работает, один закрыт с обувью — люди не могут забрать товар, три вообще закрыты. Арендаторы туда уже не идут, потому что все наслышаны про ситуацию», — рассказывает она.

В отличие от предыдущих собеседников «ПМ», ей удалось забрать свои товары, однако договор аренды с ней так и не расторгли.

История Татьяны началась в 2014 году, когда она заключила валютный договор с ООО «Лекс» на три года. После скачка доллара ей согласились сделать 50% скидку с помощью допсоглашения. Благодаря нему за аренду она ежемесячно отдавала полмиллиона рублей вместо миллиона — остальные 500 тысяч рублей (плюс пеню за неуплату по 0,5% ежедневно) раз в девять месяцев списывало то самое допсоглашение. Однако есть один нюанс — этот документ автоматически прибавлял к аренде еще два года.

«Я уже на пенсии, мне 58 лет, я не могу такие договора подписывать. “Если не можете, значит, платите долг 10 млн”. То есть они загоняют людей в долги, не дают вовремя эти допсоглашения, а потом либо подписывай, либо плати миллионы».

В декабре 2019 года Татьяна получила свое последнее допсоглашение — оно действовало до 1 июля 2020 года, при этом договор аренды продлевался до 2023 года. Когда с предпринимательницы списали задолженность, в январе она обратилась к арендодателю с просьбой расторгнуть договор аренды.

«Каждую неделю к ним ходила. Они говорят: “Ничего не знаем, с Москвой связи нет”. Я говорю, разрешите мне вывоз моего имущества. Мне отказывают. Я звоню начальнику службы безопасности, он говорит, что у меня дебиторская задолженность. Я прошу объяснить, какая задолженность, если в акте сверки на 2019 год они мне должны 1 миллион 129 тысяч. Акт они игнорируют, не подписывают, хотя мне его прислали со своей печатью. Я им отправляю сканом — подпишите. Ничего не подписывают, ссылаются на то, что это Москва, на письма не отвечают».

В марте Татьяне пришлось приостановить работу магазина. Как раз перед режимом самоизоляции, 16 марта, в помещении выключили свет — по какой причине, непонятно, говорит предпринимательница, на письмо ответа она не получила.

Когда пенсионерка начала вывозить свое оборудование, на ее пути встала охрана. Забрать имущество Татьяна пыталась три или четыре раза. Говорит, вещи брали «с большим боем», в конце-концов все получилось благодаря ее адвокату, которая каждый раз вызывала полицию и требовала ответственное за аренду лицо. Ключи от помещения Татьяна отправила по почте — вживую забрать никто не приходит. Но и почтовым отправлением их не забирают.

«Я говорю: так и что, и мои дети будут рассчитываться? Они говорят: “И вы, и ваши дети, и ваши внуки будут нам должны. Вы нам всегда теперь будете должны. Вы никогда отсюда не съедете”. И в приватной беседе я сказала, что хочу расторгнуть договор, они такие: “Ну вам сейчас насчитаем 10 миллионов, а там посмотрим, когда оплатите. Они должны допсоглашения предоставить сразу, они всех загоняют в долги. Мы как в рабство попали туда: есть у тебя долги, нет у тебя долгов — у тебя будут долги».

Как поясняет Татьяна, действие последнего допсоглашения заканчивается в июле, и она предполагает, что до конца года нового не получит — и арендная плата снова вырастет до миллиона рублей. А в декабре, считает предпринимательница, ей вышлют новое допсоглашение — с договором уже до 2025 года.

По словам Татьяны, она знает еще нескольких предпринимателей с валютным договором, которые хотят расторгнуть договор с ТРЦ, но боятся, потому что еще не получили допсоглашений из-за пандемии — сейчас эти люди должны арендодателю крупные суммы. 

«Проспект Мира» также пообщался с адвокатом Екатериной Полетаевой, которая работает с арендаторами «Июня». Она рассказала, что ее родственница Эльвира Семина тоже снимала помещение в «Июне» (с 2013 года) — договор, как и у Татьяны Куличевой, был заключен в условных единицах. В сентябре 2018 года «Лекс» обратился в суд с требованием взыскать с Семиной задолженность по аренде (с октября 2017 по июль 2018) 9,7 миллиона рублей и неустойку (с сентября 2017 по август 2018) 8,8 миллиона рублей. Дело слушалось в Арбитражном суде города Москвы. Однако в том же месяце Семина умерла (иск от 28 августа поступил в суд 21 сентября, Семина скончалась 15 сентября). Екатерина считает, что причиной смерти ее тети стали многомиллионные долги. «Тете выставили долг 10 миллионов, и она умерла во сне», — рассказывает девушка.

После смерти предпринимательницы ответчиком по делу стала ее дочь Карина. Однако в июне 2019 года производство по делу было прекращено, потому что, как указано в определении суда, Карина не имела статуса предпринимателя.

Комментарии ТРЦ «Июнь»

Начальник отдела аренды ТРЦ «Июнь» Ольга Копылова дала «ПМ» комментарий. По поводу ситуации Андреем Андреевым нам сообщили, что сейчас с этим арендатором идет судебный процесс: «По поводу его имущества, то Андреев сам не забирает его, мы неоднократно приглашали его забрать свое имущество», — сообщила Копылова.

По словам Ольги Копыловой, предпринимательница Татьяна Куличева в феврале устроила распродажу и распродала весь свой товар, а позже вывезла торговое оборудование: «Одностороннее расторжение не предусмотрено Договором Аренды», — уточнила она в письме.

По поводу ситуации с Ольгой Станкус в ответе было сказано следующее: «Есть решение суда по данному делу, можете самостоятельно ознакомиться с ним».

Муцоевы, Forbes и Пэрис Хилтон

Торгово-развлекательный центр «Июнь» открылся в Красноярске 20 декабря 2008 года. В 2013 году в нем даже побывала Пэрис Хилтон — за пару месяцев она посетила комплексы сети и в других регионах, а потом пела на корпоративе собственника — холдинга «Регионы».

"