Внешность обманчива: бренды в Красноярске, которые не то, чем кажутся

1 февраля 2017, 18:40
null

В некоторых брендах, которые действуют в Красноярске, порой легко затеряться. Где-то давние партнеры рассорились и не могут поделить название, где-то торговые марки с одним названием спокойно существуют полвека, а где-то предприниматели откровенно пользуются популярностью более успешных коллег.

Green House, Green Green и Geek House

Первая кофейня «Грин Хаус» открылась в Красноярске в сентябре 2012 года на втором этаже торгового комплекса «Квант». Проект придумали три друга, которые первое время сами стояли за стойкой: Егор Тохтобин, Алексей Шу и Артем Кальченко. Схема была проста: продавать кофе на вынос по демократичным, практически студенческим ценам за кофейной стойкой (тогда в городе это было еще в новинку). Фишкой заведения стали фирменные смайлики, нарисованные зеленым маркером на крышках пластиковых стаканчиков.

Кофейня Тохтобина, Шу и Кальченко за четыре года разрослась до довольно крупной городской сети и обзавелась франшизой — к середине 2016-го под брендом «Грин Хаус» работал почти десяток кофеен в Красноярске, Абакане и даже Санкт-Петербурге. При этом партнеры, работавшие по франшизе, свои кофейни заводили, как правило, в торговых павильонах на остановках.

В июле прошлого года авторы проекта решили двигаться дальше и перейти от формата кофейных стоек к полноценным кофейням по типу, например, «Академии кофе» или «Культуры». Франчайзи (кофеисты, выкупившие право работать под кофейным брендом) такое решение не поддержали, так что марка целиком вернулась в руки основателей.

Часть павильонных точек, потеряв право на имя, но сохранив старый формат, сменила названия на Green Green, другая — на Geek House Coffee. Хотя зеленые смайлы и рисунки на крышах остались и в этих мини-кофейнях.


Фото: vk.com/greenhousecoffee

«Светофор» и «Папасветофор»

Красноярскую сеть жестких дискаунтеров (магазинов с низкими ценами, товарами малоизвестных брендов, минимумом выкладки и обслуживающего персонала в торговых залах) «Светофор» основала семья Шнайдеров в 2009 году. К тому времени у них уже был богатый опыт розничной и оптовой торговли: алкогольная сеть «Ленком», позже превратившаяся в «Напильник», например, — это тоже их детище.

К 2013 году «Светофоры» стали большой федеральной сетью: два десятка дискаунтеров только в Красноярске, больше трех сотен — по всей России. Ежегодный оборот в 2015 году достиг 30 миллиардов рублей. Предпринимательской хватке Шнайдеров помогали кризис и экономические санкции — россияне стали экономить и стремились в дешевые магазины. Так что неудивительно, что актуальный формат начали перенимать и конкуренты: свои дискаунтеры появились у «Командора» и «Красного Яра».

В том же кризисном 2014 году в Красноярске начали открываться торговые точки «Папасветофор», которые походили на проект Шнайдеров не только названием, но также оформлением и собственно товарным ассортиментом. Разве что новые магазины были чуть больше «Светофоров» классических. Из-за этого многие посчитали, что «Папасветофор» и «Светофор» — это родственные проекты одной сети (как, к примеру, супермаркеты «Командор» и гипермаркеты «Аллея»).

На деле же «Папасветофор» связан с предпринимателем Михаилом Поповым, который среди прочего развивал в Красноярске торговую сеть «БигСи» (а до того — «Десятку»). Часть «Пап» открывалась на местах, где раньше работали именно магазины «БигСи» и «Десятка». Директором и учредителем непосредственно ООО «Папасветофор» является Наталья Суркова, аффилированная с некоторыми торговыми компаниями Попова (среди которых был, например, торговый центр «Гиперсветофор» на Гайдашовке).

«Детский мир» и «Детский мир»

И красноярский, и московский магазины игрушек «Детский мир» имеют более чем полувековую историю.

«Детский мир» в Красноярске расположен в историческом особняке купца Гадалова в центре города и работает как детский магазин с 1964 года. В 1980-х на базе магазина был создан комплекс «Детские товары», чуть позже реорганизованный в городское объединение «Товары для детей». 

С крахом советской экономики в 1992 года это объединение преобразовалось в холдинг «Детский мир» (ООО «Фирма «Детский мир», под таким названием оно существует до сих пор). В 1990-е и 2000-е холдинг возглавляла Галина Лавшук.

В лучшие годы под крылом Лавшук в разных районах Красноярска работало несколько магазинов детских и канцелярских товаров с логотипом в виде цветка и литерами «ДМ»: «Пионер», «Остров сокровищ», «Товары для детей», «Школьник», оптовый «Выставочный зал» и, понятно, сам «Детский мир».

Сейчас главой холдинга значится Андрей Лавшук, и конкуренцию с другими торговыми сетями он, похоже, выдерживает плохо. Часть первого этажа гадаловского особняка в 2013 году занял магазин цифровой техники «Позитроника» — правда, просуществовал он там недолго. В 2015 году «Фирма «Детский мир» отчиталась о выручке 24,7 млн рублей и убытке в 19 млн (против 33 млн рублей выручки и 4 млн чистой прибыли годом ранее).

Фото: fotoyarsk.ru

Московскому же бренду «Детский мир» в 2017 году исполняется 70 лет. Это крупнейшая российская сеть детских магазинов. Первый магазин с таким названием появился в столице на улице Кирова, а 10 лет спустя рядом со станцией метро «Лубянка» открылся «Центральный Детский мир», в котором в то время, наверное, хотели покупать игрушки все советские дети.

Сейчас основными владельцами торговой сети являются финансово-промышленная группа АФК «Система» (держит контрольный пакет акций мобильного оператора МТС и целой кучи других корпораций) и Российско-Китайский инвестиционный фонд. Выручка «Детского мира» в позапрошлом году превысила 60,5 млрд рублей. К середине 2016 года насчитывалось 480 торговых точек в России и Казахстане. Четыре из них находятся в Красноярске: в ТРЦ «Июнь», «Изумрудном городе», «Планете» и «КомсоМолле».

Отличить от красноярского «Детского мира» федеральную сеть можно, среди прочего, по логотипу. У федералов на лого изображены четыре квадрата красного, зеленого, желтого и голубого цветов.

К слову, с 1985 года в крупных городах СССР все большие магазины детских магазинов обязаны были называться «Детский мир». В капиталистические времена для некоторых это обернулось юридическими проблемами — например, федеральный «Детский мир» не так давно отсудил название у одноименной камчатской компании. Впрочем, красноярскому пока везет — он работает под своей старой вывеской.

Фото: cdm-moscow.ru

«Трэвэлерс» и «Трэвэлерс»

Еще один кофейный бренд, с которым у красноярцев может возникнуть путаница — из-за конфликта, который возник у владельцев популярных заведений. Первую кофейню Traveler’s Coffee открыли в 1997 году в Новосибирске американский экспат Кристофер Тара-Браун и местный предприниматель Анвар Пириев.

В 2007 году «Трэвэлерс» появляется в Красноярске. Тогда же Тара-Браун и Пириев продали часть компании американским инвесторам. Сеть росла быстро, и к середине прошлого года насчитывалось более 130 кофеен с таким названием — собственных и франшизных.

Однако затем Тара-Браун отошел от управления сетью и вернулся в США, а Пириев продал американским инвесторам всю свою долю в компании, получив 10 кофеен (включая две в Красноярске) взамен, а также право работать под брендом Traveler’s.

В итоге образовалось две компании, имеющие одну вывеску и возможность продавать франшизу: пириевская «Трэвэлерс кофе Москва» и американо-новосибирская «Трэвэлерс кофе». Работать и развиваться хотели обе, но отношения между ними не заладились. Анвара Пириева лишили права работать под кофейной маркой, в ответ он через кипрскую фирму зарегистрировал товар «Трэвэлерс», что экс-партнеры расценили как попытку рейдерского захвата.

Для бизнесменов, которые хотели бы работать под популярным брендом, весь этот российско-американский конфликт неудобен тем, что сложно понять, с кем именно нужно сотрудничать. Простым же кофеманам может быть непонятно, в чей «Трэ» лучше пойти — меню у разных собственников тоже разное.

#Деньги #Истории
Подпишитесь