«Если обнажение важно — соглашаюсь»: Елизавета Боярская о классике, эпатаже и бремени славы
22 мая 2018, 10:58
В Красноярске побывала актриса Елизавета Боярская — в рамках ежегодного фестиваля «Театральный синдром», организованного благотворительным Фондом Михаила Прохорова. Дочь знаменитого мушкетера и музыканта рассказала «Проспекту Мира», зачем нужен театр, почему она не ходит в клубы и для чего занялась благотворительностью.
Недавно вам довелось играть в спектакле «Иванов» под руководством режиссера Тимофея Кулябина, долгое время трудившегося в Новосибирске. Он прославил сибирский театр скандальной постановкой «Тангейзер».
Слышала об этом, но сам спектакль не видела, сложно рассуждать. У нас часто пытаются в чём-то найти то, чего нет.Зная Тимофея, его высокий уровень культуры, интеллигентность, подумать, что это было вопиющее, оскорбительное действо, не могу. Художник имеет право на любое высказывание, на то и есть театры, которые необходимы любому цивилизованному государству. Предполагаю, что это было недоразумение. Сегодня слишком часто оскорбляются чьи-то чувства, раньше такого не было.
Можно ли сказать, что театр стал влиять на общественное мнение?
Театр не может определять мнение, но может его предложить. Театр может — и должен — отражать эпоху, ситуацию, время, вскрывать нарывы. В этом ничего плохого, это важная часть развития общества. Можно ходить на нафталиновые постановки, которые десятилетиями играют без изменений — но в серьезном театре каждый режиссер видит произведения иначе. У каждого поколения свой Гамлет, последнее яркое воплощение — у Высоцкого, а сейчасу Додина — по Шекспиру, Пастернаку, Холиншеду и Саксону Грамматику. Это герой нашего времени, которого мы заслужили.
А что такое не нафталиновая постановка, если пьеса классическая и написана сто лет назад?
Быть не нафталиновым — это не значит быть эпатажным: выйти голым с золотыми рогами и читать Чехова в стиле рэп. Можно быть в классических костюмах — но важно, чтобы прочтение было современным, чтобы абсолютно точный, не видоизмененный текст, произносимый в тысячный раз, звучал«про здесь и сейчас». «Три сестры», «Вишневый сад» — эти пьесы про нас сегодняшних. Я говорю не о форме, а о вскрытии тем.