Пилоты организации Bravo 369 Flight Foundation готовятся к перелету по магистрали Аляска — Сибирь: во время Второй мировой по Алсибу перегоняли американские самолеты по проекту ленд-лиза. Конечной остановкой перегонки был Красноярск, здесь самолеты передавали фронтовикам.
фото: библиотека конгресса США
Идейный вдохновитель этого перелета — основатель Bravo 369 Джефф Гир. Он рассказал Русскому географическому обществу, что увлекся историей Алсиба 13 лет назад:
— Я стал изучать историю авиации между Россией и США и узнал об истории ленд-лиза. Скажу честно, я тогда впервые услышал об этой программе. На тот момент мне было 47 лет, я много лет работал в авиации, всегда интересовался историей. Мой отец и дядя служили на флоте во время Второй мировой войны. Но к своему удивлению, я впервые тогда узнал о том, что наша страна переправила в Советский Союз около 8000 военных самолетов по авиатрассе Алсиб с 1942 по 1945 год. Скажу больше — многие офицеры, высокопоставленные чиновники и военные, с которыми я общался в США, либо никогда не слышали о ленд-лизе, либо знали об этом совсем мало. Это была своего рода забытая история. И я хотел ее рассказать. Джефф Гир создал компанию Bravo 369, которая собирает данные о пилотах-ветеранах и занимается исследованием Алсиба и ленд-лиза Второй мировой. Вот, что рассказывает Джефф о перегоне самолетов:
— Когда немцы вторглись на территорию СССР, это стало большой угрозой для нашей страны. Все-таки между Аляской и Чукоткой порядка 90 километров. Президент Рузвельт предложил закон о ленд-лизе в 1941 году. Он объяснял принцип ленд-лиза так: если у твоего соседа загорелся дом, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. После тушения пожара сосед вернет шланг. А если шланг сломается, отдаст за него деньги, когда будет такая возможность. Сейчас Bravo 369 совместно с РГО планирует воссоздать исторический перелет по Алсибу на ленд-лизной технике — легендарных «Дугласах» и истребителях Curtiss P-40. Эти и другие самолеты перегоняли из города Грейт-Фолз (штат Монтана) в Сибирь. Джефф и компания планируют вылететь оттуда и пролететь над территориями США, Канады и Аляски, России, Великобритании, а потом через Атлантику вернуться назад.
фото: Bravo 369 Flight Foundation
В 2015 американцы уже совершали «перелет дружбы» по Алсибу, но тогда они не получили разрешение лететь над Россией. Джефф был капитаном учебного самолета Т-6 Texan, но на Аляске ему пришлось уступить кресло российскому пилоту, который закончил маршрут.
Следующая экспедиция запланирована на июнь 2020, в этот раз Джефф твердо намерен долететь до Красноярска. Вернуться в Грейт-Фолз американцы планируют в августе. Следить за проектом можно здесь .
В 2017 РГО эвакуировало с Таймыра Douglas С-27 Skytrain, известный как «борт Тюрикова». 72 года назад самолет совершил аварийную посадку на полуострове и до недавних пор находился в тайге. Сейчас борт реставрируют, он станет экспонатом парка-музея освоения Севера. РГО ищет родственников пассажиров борта, чтобы собрать воспоминания о полете.