«Проспект Мира» продолжает проверку качества воздуха в разных районах города. Мы уже побывали в Покровке и в Кировском районе, теперь на очереди Копылова.
Казалось бы, здесь нет крупных предприятий, но красноярцы давно и регулярно жалуются на качество воздуха в районе Копыловского моста. Существование проблемы подтверждают и карты проекта Nebo.
А этот снимок прислал нам один из читателей и попросил сделать замеры. Фото сделано днем, но мы отправились на проверку ближе к вечеру, когда на мосту обычно образуется пробка.
Первые замеры сделаны 27 ноября, около 16 часов, когда в городе был объявлен режим НМУ. Сумерки, но даже при таком освещении с пешеходного виадука хорошо видно белую дымку, окутывающую город.
Проверяем показания приборов. Наш карманный датчик Xiaomi демонстрирует неутешительные 82 мкг/м³ и красный огонек — опасно для легких. На экране анализатора AirVisual тоже красный значок, индекс загрязненности — 183.
Этот район попадает под действие сразу трех негативных факторов. Во-первых, улица Копылова — одна из главных магистралей города. Транспортный поток здесь всегда плотный. Кроме того, на мосту часто случаются пробки.
Во-вторых, рядом Николаевка. О частном секторе и его влиянии мы подробно писали в тексте про Покровку. Ну и в-третьих, совсем близко с Копылова труба котельной ЭВРЗ.
Второй замер мы сделали 30 ноября и на другом конце Копылова, рядом с Киренского, 67. Этот жилой дом также граничит с небольшим частным сектором. Смотрим показатели: на дисплее AirVisual — 142 мкг/м³, а данные, зафиксированные Xiaomi, в пределах нормы.
К сожалению, наши приборы показывают только наличие в воздухе взвешенных веществ. Тот же формальдегид или бензапирен они не улавливают. Зато эти данные есть на сайте Министерства экологии. В частном секторе Николаевки поста службы мониторинга нет. Зато он есть в Покровке.
Судя по показаниям, сделанным на постах наблюдения, в субботу здесь в течении суток было зафиксировано 58-кратное (!) превышение по бензапирену.
Бензапирен — вещество первого класса опасности. Ответственно за рак горла и вообще за онкологические заболевания всех дыхательных органов. Откуда же здесь столько опасного канцерогена? Скорее всего, он образовался в печах частных домов.
Топливо, будь то уголь или дрова, полностью сгорает только при достаточном количестве кислорода. Если же его недостаточно, то несгоревшее топливо отчасти остается осадком, отчасти вылетает в трубу. Это сажа, пыль и разные газы, в том числе бензапирен.
На больших предприятиях за наличием кислорода следят специалисты. Неполное сгорание топлива невыгодно не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения экономики. А вот в частном доме возможности регулировать поступление кислорода нет. И существенная часть топлива не прогорает.
Другой источник бензапирена — автомобильные выхлопы. Как мы уже сказали, точных данных по Николаевке нет, но вряд ли печи и автомобили здесь работают как-то иначе, чем в Покровке. Так что красные показания на приборах — это лишь верхушка айсберга, демонстрирующая проблему.
Дышать таким воздухом опасно, так что решать вопросы с печным отоплением и пробками нужно как можно скорее. Нельзя сказать, что совсем ничего не делается в этом направлении — ведь благодаря развязке на Николаевской мост на Копылова стало просторнее, но, в целом, машин с каждым годом становится только больше. И реальным решением проблемы могло бы стать улучшение качества пассажирских перевозок в городе.
Что касается частного сектора, то Николаевку постепенно сносят, и в обозримом будущем эта проблема уйдет. Правда, на месте одноэтажных домов появятся многоэтажки и сотни новых автовладельцев. Так что неясно, станет ли воздух от этого чище.