Posted 6 мая 2021, 08:17
Published 6 мая 2021, 08:17
Modified 29 мая 2023, 10:20
Updated 29 мая 2023, 10:20
В детстве нас учили, что реки — синие, а озера — голубые. Но жизнь и промышленное производство вносит свои коррективы даже в этот вроде бы бесспорный тезис. Сейчас мы расскажем вам про оранжевые реки и алые озера.
Сегодня Туимский провал — одна из достопримечательностей Хакасии, но когда-то здесь никакого провала не было, наоборот, была гора, под которой находился рудник с молибдено-вольфрамовыми рудами.
От взрывов, использовавшихся для добычи, вершина горы начала потихоньку проседать и уже после консервации рудника обрушилась. Получилась дыра глубиной 120 метров, сперва небольшая — шестиметровая, но постепенно расширявшаяся и сегодня достигшая диаметра в 200 метров.
На провал ходят туристы, экстремалы прыгают в бездну с резинкой и, в общем-то, все довольны.
Река Далдыкан красна вовсе не в любое время года, а только когда робкое северное солнце начинает наконец топить в норильской тундре снега и талые воды стекаются в русло.
Казалось бы, как талые воды могут красить? Но это не простые воды, а образовавшиеся из снега, всю зиму впитывавшего все, чем так богат воздух вокруг. В результате окрашенные медью и железом снега и делают реку ярко-алой.
Еще один ярко-красный водоем и снова красен он не по своей воле. В 50-е годы в Хакасии рядом с поселком Майна заключенные добывали медь. После смерти Сталина рудник, лишенный дешевой рабочей силы, стал постепенно утрачивать рентабельность и к 1964-му окончательно закрылся. Грунтовые и подземные воды перестали откачивать и скоро рудник превратился в озеро. А, так как медь в породе все-таки осталась, вода окрасилась красным. Теперь здесь своеобразный памятник ГУЛАГу с в тему кровавой жидкостью.
Зола тоже влияет на цвет воды. Причем окрашивает она ее не в подозрительно красный, а в ярко-лазурный. Поэтому вошедшие в контакт с золой водоемы приобретают совершенно открыточный вид. Вот, например, под Новосибирском благодаря работе ТЭЦ-5 образовались дивной красоты пейзажи. Даже чайки здесь летают лазурные.
Видео: Нетипичный Новосибирск
Большой Патон — река золотая, и не в фигуральном, а в самом прямом смысле. Золото здесь в Иркутской области начали мыть еще в XIX веке, но таких механизмов, как сейчас, тогда не было. Сегодня же благодаря прочесыванию реки с помощью драги вода стала цветом напоминать кофе три в одном.
Увы, но ничего хорошего в этом нет, драга совершенно убивает любой водоем. Кстати, холмы вокруг реки тоже не холмы, а отвалы — следы долгих лет золотодобычи.
Красные реки были, лазурные озера были, а теперь река оранжевая. Нет, вовсе не та, что в Африке, а та, что несет свои воды через Бурятию.
В июле 2019-го вода в реке вдруг приобрела интенсивно морковный цвет. Раньше с потоком такого не случалось, и экологи забили тревогу — воды Модонкуля вливаются в Селенгу, а потом и в Байкал.
Как выяснилось, не все так страшно. Просто в реку попала ржавая вода из законсервированной штольни «Западная» бывшего рудника «Холтосон» Джидинского вольфрамо-молибденового комбината.