Апелляционный суд обязал ликвидировать и рекультивировать мусорный полигон «Шинник» на правом берегу. Полигоном, по заявлениям экологов, уже давно нельзя пользоваться, так как он переполнился и, кроме этого, находится в черте города то есть автоматически попадает под запрет. Теперь, когда свалку обязали ликвидировать, экологи опасаются, что она может оказаться заброшена. Вспоминаем, как развивались события.
Полигон «Шинник» на границе с Березовским районом эксплуатировала компания «Экоресурс» красноярского бизнесмена Евгения Шепелева. Он же владеет правобережным региональным мусорным оператором «Росттех», который и свозил на полигон отходы. Площадка занимает 68 гектаров и существует еще с 1997 года. Изначально на ее месте добывали глину, в результате образовался карьер, который потом и отдали под мусорные отходы. В 2006 году «Экоресурс» арендовал у города этот земельный участок и без особых проблем эксплуатировал его 12 лет и практически полностью заполнил мусором.
Однако с 2014 года федеральное законодательство запретило использовать мусорные полигоны, расположенные в городской черте. Представители «Экоресурса» заявляли, что с того времени «Шинник» законсервировали и уверяли, что используют только часть полигона, которая располагается уже за границами города в Березовском районе. Однако красноярские экологи и депутаты были уверены, что это неправда и компания продолжает тайком складировать мусор и на городской части «Шинника».
Как раз в то же время в горсовет несколько раз вносились предложения изменить границы города так, чтобы запретный полигон оказался за чертой Красноярска. По мнению депутатов, это подтверждало, что «Экоресурс» продолжал незаконно пользоваться площадкой. «Нам было сказано много-много раз, что полигон полностью себя исчерпал, полностью выработан, поэтому никаких захоронений на этой территории не производится», — говорил в 2019 году депутат Константин Сенченко. «[Но] если полигон не работает, зачем им менять границы Красноярска?» — добавлял он. В итоге ни одна попытка изменить границы города ради мусорного участка не прошла — законопроекты об этом депутаты отклоняли.
А 1 августа 2020 года у «Экоресурса» истек договор аренды участка. Компания, по условиям договора, обязана была вернуть землю департаменту горимущества, предварительно проведя биологическую рекультивацию. Мэрия сообщила, что накануне окончания действия договора аренды юристы предприятия предложили департаменту подписать акт передачи земли без рекультивации. Департамент участок не принял и обратился в суд.
Суды длились не один год. Как писало ИА «Запад24», владелец «Экоресурса» Евгений Шепелев предлагал продлить договор аренды, так как мощности полигона якобы еще не были исчерпаны. В суде компания ссылалась на экологическую экспертизу, сделанную в конце 1990-х, по результатам которой «Шинник» был годен до 2038 года. Депутат горсовет и эколог Сергей Шахматов пояснял, что та экспертиза устарела: она оценивала участок площадью 20 гектаров, в то время как полигон разросся почти до 70 гектаров. С его слов, поэтому компания работала на полигоне незаконно.
«Компания ООО „КрасАэроСкан“ провела инженерно-геодезические изыскания, которые показали переполнение полигона на два миллиона кубических метров. „Экоресурс“ получило административку за „осуществление деятельности не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы“», — добавлял он в фейсбуке.
Кроме того, по данным Шахматова, в Ленинском районе Красноярска систематически превышалась допустимая концентрация некоторых элементов свалочного газа: «Эти загрязняющие вещества именно в этой точке города постоянно превышают нормативы».
«Любые мусорные полигоны, когда их емкость исчерпана, представляют серьезную угрозу, и их нужно рекультивировать. Для текущего полигона «Шинник» она превышена на два миллиона кубических метров, — соглашался директор Института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов. — Территорию нужно сделать безопасной, потому что в противном случае она станет источником примерно 4-5 химических компонентов разной степени опасности».
Замминистра экологии края Виталий Бадмаев осенью 2020-го добавлял, что только за последние четыре года «Экоресурс» заработал более двух миллиардов рублей. По его мнению, компания должна потратить сверхприбыль на восстановление земли.
При этом, согласно сообщениям в СМИ, оператор «Росттех» продолжал пользоваться полигоном практически в открытую даже после окончания срока аренды. Однако в итоге отходы пришлось свозить на участок «Автоспецбазы» — единственный легальный краксноярский полигон.
В суде на сторону компании неожиданно встали контролирующие ведомства. Например, красноярская природоохранная прокуратура заявляла, что рекультивацию нужно провести в соответствии с той самой экспертизой конца 1990-х. Прокуратура попросила не удовлетворять иск мэрии. А Енисейское управление Росприроднадзора умолчало на суде о результатах своей проверки, которая показала, что «Экоресурс» превысил мощности захоронения, писало ИА «Запад24».
При этом глава федерального Росприроднадзора Светлана Радионова во время визита в Красноярск, напротив, говорила, что полигон необходимо закрыть из-за экологической угрозы. «Я считаю, что такие объекты не должны функционировать. Судьбу этого полигона нужно внимательно просмотреть, кто и когда должен был его рекультивировать и почему этого не сделал. Кто-то долгие годы на этом зарабатывал, это была точкой прибыли, причем беспардонно, потому что они не соответствует никаким требованиям, не сегодняшним, не вчерашним», — комментировала Радионова.
Первые инстанции между тем приняли решение в пользу «Экоресурса» и в ноябре 2020-го отказались удовлетворить иск мэрии. Та подала апелляцию. 15 июля Третий арбитражный апелляционный суд Красноярского края отменил первое решение суда. Теперь компания Евгения Шепелева обязана рекультировать и вернуть городу очищенный участок до ноября 2021 года.
Экологи пообещали, что проследят за рекультивацией и будут выезжать на полигон с проверками, чтобы свалка «не переросла в заброшенный бесхозный объект».
Мэр Сергей Еремин сказал, что решение суда его устраивает, и он постарается «сделать все, чтобы полигона не было»: «Я считаю, конечно, что можно сидеть отмалчиваться и переложить проблему будущим поколениям, но эта позиция не для меня. Говорят, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Мне выпала миссия, и я должен сделать все, чтобы в будущем этого полигона не было».
Фото на обложке: Unsplash.com