Posted 18 января 2022, 09:57
Published 18 января 2022, 09:57
Modified 29 мая 2023, 10:36
Updated 29 мая 2023, 10:36
Первая рабочая неделя года началась с массовых эвакуаций школ во всей России. Особенно сложная ситуация в Красноярске, где сообщения о возможном теракте поступают на электронную почту школ четвертый день подряд. «Проспект Мира» выяснил, что происходит, и кто может стоять за информационными атаками.
Волна эвакуаций началась в Красноярске и других городах России в конце 2021 года и продолжилась на прошлой неделе. 13 января перед началом рабочего дня сотрудников вывели из почти всех торговых и бизнес-центров. Через некоторое время массовая эвакуация прошла во всех школах города. Тогда антитеррористическая комиссия заявила, что анонимные письма об угрозах теракта поступили на электронные адреса учреждений, и попросила жителей «сохранять спокойствие и бдительность».
В пятницу, 14 января, волна эвакуаций продолжилась. Детей вывели из десятков школ, несмотря на 18-градусный мороз на улице. После выходных, в понедельник и вторник, школы снова массово эвакуировали. Все сообщения о возможном теракте в результате оказываются ложными, а занятия — сорванными.
Из-за ежедневных сообщений несколько школ перешли на временное дистанционное обучение. Многие красноярцы не понимают, что происходит — в том числе сами учителя, дети и их родители.
Некоторые школы в Красноярске эвакуировали по два раза. Педагоги рассказали «ПМ», что вторая эвакуация началась сразу после того, как детей вернули в классы.
«Некоторые дети, которые учатся во вторую смену, могли не знать об этом, и жаловались, что не могут найти обратную дорогу», — рассказал один из учителей.
Учитель в одной из красноярских школ Ангелина рассказала «Проспекту Мира», что сотрудники и ученики напуганы.
«Нам ничего не понятно, меня пугает частота сообщений. Если было бы один-два раза, то такая учебная тревога никого не испугает, мы знаем, что в таких ситуациях делать. Я помню новости о событиях в Беслане и знаю, что такое возможно. Поэтому нам совсем не до шуток. И мой дом, и дом моих родителей находятся совсем рядом со школой, и под угрозой можем оказаться мы все».
14 января прохожие помогли ребенку из гимназии №3. Он стоял на морозе в легкой одежде и жаловался, что у него нет ключей от дома и он не знает телефона мамы. Тогда в управлении образования пояснили, что мальчик учился во вторую смену и по пути в школу узнал об эвакуации.
17 января родители ребенка из школы №156 в Солнечном пожаловались на эвакуацию и руководство учреждения в прокуратуру. В письме они указали, что ребенка «чуть не затоптали на выходе», а школьники находились на улице в сменной обуви.
В управлении образования «Проспекту Мира» сказали, что сотрудники действуют по ситуации. Проигнорировать эвакуацию в школах не могут, задача педагогов и руководства — безопасно и быстро вывести детей из здания.
Подобная волна эвакуаций на прошлой неделе прошла в разных крупных городах России: Екатеринбурге, Саратове, Самаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других.
Такая волна массовых эвакуаций — не первая в России. В сентябре 2017 года в Красноярске и в других городах страны поступили десятки сообщений о минировании. Тогда эвакуировали торговые центры, аэропорт, администрацию города и другие здания. Ущерб от эвакуаций оценивали в 300 миллионов рублей.
В начале 2020 года из-за сообщений о минировании эвакуировали десятки образовательных учреждений. В сентябре того же года прошли эвакуации школ, судов и здания мэрии. А в апреле 2019 года в Красноярске за три дня эвакуировали 30 объектов. Тогда ни одно сообщение о минировании не подтвердилось.
Большинство представителей власти, высказывающихся по теме, уверяют, что рассылка писем по российским школам — это «вмешательство извне». Депутат заксобрания края от «Единой России» Илья Зайцев заявил, что письма приходят с IP-адресов зарубежных стран. А мэр Екатеринбурга говорил о «деструктивных силах из ближнего зарубежья, которые раскачивают ситуацию».
Глава краевой полиции Александр Речицкий заявил на конференции, что за 13 и 14 января в Красноярске эвакуировали 131 школу и 45 торговых центров. По его словам, найти злоумышленников сложно из-за «трансграничности интернета» и «высокой степени анонимности заявителей», которые якобы находятся за пределами России.
«Источник в правоохранительных органах» рассказал изданию «МК в Красноярске», что письма могли поступать на электронные адреса школ из Украины.
«В предыдущие годы большинство сообщений поступало с территории других стран, преимущественно Украины. Не исключаем, что в этот раз анонимки поступали и из этой страны».
Но в Украине тоже наблюдается волна массовых эвакуаций. 12 января местные издания писали об эвакуации школ в Днепре, Черкассах и Львове, а также о сообщениях про возможные теракты в киевском метро и в аэропорту «Борисполь». Украинский сайт «Сегодня» пишет со ссылкой на спикера полиции Черкасской области, что в прошлые годы «сообщения о минировании поступали из России или оккупированных территорий».
О том, с IP-адреса какой страны рассылаются сообщения, в краевой полиции официально не говорят. В антитеррористической комиссии и правительстве края «Проспекту Мира» говорят, что у них нет дополнительной информации об эвакуациях.
Телеграм-канал «Борус» нашел и опубликовал текст письма, которое поступило в красноярские школы. Отправитель с ником Black Bull потребовал выкуп в 2 миллиона евро и посоветовал перевести детей на дистанционное обучение, в противном случае он угрожает «дальше терроризировать школы». «Борус» отметил, что все предыдущие письма о минировании были подписаны тем же именем.
Екатеринбургское издание E1.ru рассказало о задержании подростка, который рассылал сообщения о готовящихся терактах в разных городах России — в том числе в МГУ, Госдуму и Совфед. Одной страной он не ограничился, и разослал письма в торговые центры Еревана и в школы Казахстана, Украины и Беларуси. Задержанным оказался 15-летний житель города Камышлов Свердловской области, который увлекся «сватингом» — передачей ложных сведений о незаконных действиях своей жертвы. Школьник научился шифровать адреса отправлений и переключился на письма о лжеминировании.
Сотрудник отечественного производителя продуктов информационной безопасности анонимно рассказал «ПМ», что сообщение с зарубежного IP-адреса можно отправить, даже находясь в России.
«Электронная почта — исторически первый широкодоступный способ обмена сообщениями, и известная степень анонимности лежит в основе его принципов. Заголовки писем сохраняют историю адресов и другие обстоятельства пересылки, но при желании и умении там можно оставить минимум следов. Пользователь может просто использовать удобный ему почтовый сервис, а в данные письма не попадёт никакой информации об его авторстве, кроме тех, что он сам укажет».