По мнению авторов законопроекта, на данный момент ЕГЭ не справляется со своими задачами: не повышает качество образования и не делает высшее образование более доступным для детей из сельских территорий, а также из малообеспеченных семей.
В пояснительном документе к законопроекту говорится о том, что с каждым годом из-за ЕГЭ якобы наблюдается увеличение количества суицидов среди школьников.
Также утверждается, что проведение единого государственного экзамена требует больших расходов от государства, которые растут из года в год.
Кроме того, авторы законопроекта говорят, что в результате ЕГЭ расходы родителей переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая — из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад.
В пояснительной записке депутаты Госдумы, работавшие над законом, заявляют, что ЕГЭ — эксперимент над школьниками и это недопустимо.
Авторы инициативы отмечают, что формат единого государственного экзамена требует отвечать на тестовые вопросы, «ставить галочки в клеточках», но при этом не дает детям использовать аналитические знания и рассуждать логически.
В интервью РИА Новости первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова (СРЗП) заявила, что формат ЕГЭ не дает раскрыть творческий потенциал школьников, а из-за отсутствия личного контакта подростка с учителем происходит обезличивание абитуриента.
«Обучение в школе теперь подчинено одной задаче — сдать ЕГЭ, что превратилось в натаскивание на овладение навыком решения экзаменационных заданий, а не в освоение учебной программы», — сказала Яна Лантратова.
Глава Рособрнадзора Анзор Мусаев в разговоре с ТАСС допустил возможную отмену ЕГЭ только при наличии предложения, которое позволит вернуть формат справедливой и прозрачной итоговой оценки знаний школьников.
Если законопроект будет одобрен, то закон вступит в силу с 1 января 2025 года. Результаты ЕГЭ, полученные до вступления в силу этого закона, будут действительны 4 года после сдачи.
Таким образом, уточняется в пояснительной записке, вузы могут принять результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний при приеме на программы бакалавриата и специалитета.