@pr.mira
$
61.77
64.99
88.79
$
61.77
64.99
88.79

Цены, сервис и санитария: эксперты рассказали о проблемах туризма в России

Издание «Новые Известия» обсудило с экспертами проблемы внутреннего туризма в России и узнало, почему граждане страны предпочитают отдыхать за границей.

По данным издания, в 2022 году турпоток из России в Европу сократился на 95%. Но по итогам 2022 года Ростуризм ожидает внутренний турпоток на уровне 61 млн человек — это на 6,2% меньше, чем в 2019 году.

По данным «Ростуризма», с мая по август 2022 года в России отдохнуло порядка 25 млн человек — это больше, чем в 2019 году. Однако, турпоток в Крым этим летом просел на 20-25%, в Анапу — на 7-10%. Вместе с этим, увеличился поток в Турцию. 

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин рассказал, что Турция — самое популярное направление у россиян:

«Выездной туризм — это более 3,5 млн туристов. В топ наиболее популярных зарубежных направлений вошла Турция, более 2,1 млн туристов. Ее доля в общем объеме путевок за рубеж составила более 60%. Были востребованы туры в Абхазию (800 тыс. туристов, в том числе экскурсантов), Египет, ОАЭ (180 тыс. туристов), на Мальдивы, в Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан и Казахстан, а также Венесуэлу. Турпоток за рубеж летом текущего года оказался меньше, чем в 2019 году более чем в 2 раза».

Как пишут «Новые Известия», одна из причин отсутствия прироста внутреннего потока туристов — дороговизна. Например, в Сочи в сентябре средний ценник на одного человека в отеле с условными 4* с завтраками, составляет 65 тыс. рублей, в настоящем четырехзвездочном по системе «все включено» — 120 тыс. рублей. Анапа также в 4* «всё включено» выйдет в 120 тыс. рублей. В Турции за эти деньги можно получить отель 5* на достаточно дорогих курортах – Кемере и Мармарисе.

Эксперт по туризму Николай Мельник говорит, что доступные цены в Турции — это результат очень длительной многолетней работы:

«Это называется турецкая модель гостеприимства. Она существует очень давно, еще с 90-х годов – они работают на массовость. У них очень большое количество номерного фонда, хорошие контракты непосредственно со своими поставщиками, за счет этого они стараются снизить цену для конечного потребителя. И второй момент – большую часть экономики Турции составляет именно туризм. Государство инвестирует в развитие туризма, его различные сегменты. Отели получают государственные субсидии на развитие. У нас в России это только начинается. Мы в самом начале пути, а Турция уже давно продвинулась в этом плане и предоставляет шаблонный, конвейерный отдых».

Вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации Алексей Мусакин указывает на то, что у турецких отелей есть большое преимущество перед российскими из-за развитых программ господдержки:

«В последние годы, когда они стали терять туристический рынок из-за коронавируса, в Турции инициировали очень много поддерживающих мер по льготным закупкам, налогам, по поддержке инфраструктуры. У нас тоже это сейчас делается, наша страна просто существенно больше, чем Турция, в Турции это можно точечно делать, а у нас так не получается. И плюс еще инфляция, которая идет в Турции и соотношение лиры к доллару».

Внеотельный отдых, по мнению экспертов, будет либо очень некомфортным, либо несообразным цене — на те же деньги можно вместо черноморских курортов дикарем отдохнуть в Абхазии с большим комфортом.

Также среди причин низкого турпотока эксперты называют отношение отельеров к гостям и в целом уровень сервиса. Путешественник и тревел-блогер Максима Ращенкова отмечает расхождение цен и качества:

«На рынке очень слабая конкуренция. Спрос высокий, хороших предложений мало. Отсюда вытекает следующая причина: жирные аппетиты наших отельеров, которые хотят заработать здесь и сейчас. Приведу пример. Отдыхая в этом году в Анапе в отеле у моря, я все равно не понимаю сумму в 5500₽ в сутки за номер без питания, без анимации, без красивой собственной территории. То есть отельеру достаточно построить коробку и брать деньги за проживание».

Другие места для размещения туристов, помимо отелей, в России никак не классифицируются — путешественники вынуждены ориентироваться на отзывы. По мнению Алексея Мусакина, это серьезная проблема:

«Проблема гостевых домов – они пока находятся вне законодательного поля, а их количество достаточно большое. Тут речь идет, с одной стороны, о недобросовестной конкуренции — потому в отношении них нет требований, которые есть к отелям, никаких, даже облегченных, при этом продавать они могут по любой цене и соответственно, не должны выполнять никаких требований. С точки зрения гостей — это тоже проблема, потому что они не могут понимать, какую услугу они получат в этом гостевом доме».

Кемпинги в большинстве случаев тоже не выход, считает соучредитель сервиса по аренде автокемперов «БериКемпер» Андрей Ширяев:

«И предприниматели, и чиновники в России часто отличаются закостенелым мышлением и крайне неохотно перенимают имеющийся мировой опыт. На юге России большинство кемпингов создаются по старым лекалам. Есть площадка под машину, где-то подключение к электричеству, где-то шланг с водой, закуток из фанеры и листа металла с туалетом. Всё. И это считается нормой. Так что лучшие места на юге — это те, которые не тронула рука человека. При этом изобретать велосипед не надо, в Европе масса кемпингов имеют звёзды, как гостиницы. И предлагают соответствующий сервис. Если региональные власти идут на диалог с бизнесом, то и у нас появляются интересные варианты с достойным сервисом гостиничного уровня. В Карелии есть наглядные примеры. Но это, к сожалению, пока единичные случаи».

Николай Мельник считает, что проблема низкого сервиса также связана с кадрами:

«Очень большая проблема с кадрами. Если вы позвоните хоть в Московскую область, хоть в Сочи, пообщаетесь с ресепшеном отелей даже на 4-5 звезд, то увидите очень много огрехов. Это касается не только общения с ресепшеном, но и уборки номеров, предоставления услуг, подачи еды и т.д. У нас, к сожалению, сегмент обучения туризму и гостиничному делу не настолько хорошо работает, и государство уделяет этому мало внимания. Если бы государство проводило маркетинговую кампанию, что хорошо работать в сфере туризма, это прибыльно, это статусно — тогда, может быть, у нас что-то изменилось бы. А пока мы выпускаем достаточно низкого уровня персонал, который работает в туризме, который не хочет работать вообще, а хочет только получать деньги».

Эксперты также рассказали, что отсутствие роста популярности черноморских курортов может быть связана с антисанитарией. В Крыму очистные сооружения нормально работают только на участке от Ялты до Фороса, где строились статусные санатории. Власти Крыма обещают новые очистные сооружения в Красноперекопске, Евпатории и Первомайске, но конкретных сроков пока нет. Например, работы по возведению очистных сооружений «Южные» в Севастополе задерживаются на несколько лет — теперь их планируют достроить к 2025 году.

Алексей Мусакин отмечает, что туристы уже привыкли к такой ситуации:

«Каждый сезон заканчивается на юге — всегда говорят о ротавирусе. Ни разу не было ни одного сезона, когда бы не было выявлено определенного количества случаев ротавируса. Это грязный пляж, грязная вода. В принципе, глобально бороться с этим бесполезно. Постепенно это уйдет, как и чума ушла».

Мнения экспертов расходятся по поводу государственной поддержки туристической отрасли. Член рабочей группы по развитию автотуризма в РФ при Ростуризме, совладелец и генеральный директор GRT Consulting Тимур Исляев говорит, что мер поддержки становится больше:

«Запущены новые меры господдержки туризма и стимулирования спроса, например туристический кешбэк с компенсацией 20% от стоимости путевки в программе которого приняли участие более 4,3 млн человек за 2 года и общей суммой выплаченного кешбэка в размере 15,6 млрд рублей. До конца 2022 года будут запущены 30 национальных туристических маршрутов по единым стандартам. Востребована грантовая программа для МСП в туризме. Планируется создание нового номерного фонда (совокупно 2500 новых номеров), в том числе быстровозводимых модульных отелей. В 2021 году уже отобрано и реализуется по программе льготных кредитов для инвесторов на реконструкцию или создание отелей 38 проектов с совокупным объемом инвестиций более 200 млрд рублей. В целом до 2030 года государство планирует направить 566,1 млрд рублей из федерального бюджета и 72 млрд рублей из региональных бюджетов на национальный проект».

Однако вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников, подводя итоги заседания Госсовета по развитию туризма в России, указывал на крайне низкую рентабельность туристического бизнеса:

«Низкая рентабельность в туротрасли (по данным ФНС России, 5,9 % или 55% от средней по экономике), а также высокая фискальная нагрузка (9 место из 21 по уровню фискальной нагрузки и 3 место по уровню нагрузки по страховым взносам) не позволяют нам успешно конкурировать со странами-лидерами в сфере туризма. Ну не можем мы по показателю «цена/качество» на равных бороться за туриста с Турцией. Не созданы условия для развития такой конкурентоспособности. Если мы хотим, чтобы у нас было не хуже, чем в Турции, значит, надо создавать условия для бизнеса, готового инвестировать в развитие туристической инфраструктуры в России. По данным нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», до 2030 г. предполагается привлечь в отрасль более 2 трлн. рублей частных инвестиций. Но насколько это реально? Это возможно только при условии повышении рентабельности туристической инфраструктуры до 20% годовых. Вот тогда туротрасль сможет привлекать длинные кредитные деньги и частный капитал. Что для этого необходимо? Пересмотреть фискальную нагрузку на отрасль, подготовить площадки застройки по всей стране с подключением к инженерной инфраструктуре, убрать админбарьеры. Ровно так действовали в ОАЭ, Сингапуре, Турции. И получили взрывной рост инвестиций в туротрасль, создавших современные курорты для миллионов туристов со всего мира».

Эксперты отмечают, что меры господдержки пока не до конца продуманы и не системны. Алексей Мусакин обращает внимание на конкретные случаи — НДС обнулили только для гостиниц, и крупные туроператоры теперь не могут предъявить к вычету свой НДС, туры в итоге не дешевеют:

«У нас НДС на 5 лет обнулили для гостиниц, пока только на проживание и включенную стоимость номера, остальные услуги НДС облагаются (это к большим гостиницам относится). Но у нас есть крупные туроператоры, которые формируют рынок. И они от НДС не освобождены. Соответственно, теперь этот НДС полностью ложится на них. А поскольку они формируют весь рынок, то это тоже не очень хорошо».

Гендиректор российского сервиса бронирования отелей и квартир TVIL.RU Алексей Черепахин обращает внимание на недостаток предпринимательской грамотности отечественных отельеров:

«Финансовое образование предпринимателей очень слабое. Многие выбирают систему УСН 6% и платят со всего оборота, вместо 15% с разницы дохода и расхода, что часто оказывалось бы намного выгоднее и защищало от перепадов в загрузке отелей. Предприниматели ленятся собирать документы и доказывать расходы, выбирая более простую 6% систему».

Член президиума российского Альянса туристических агентства Алексан Мкртчян указывает на то, что весенняя программа туристического кэшбека захватила июнь, когда спрос и так высок, а отельеры, зная о стремлении людей купить тур именно с кэшбеком, на время действия госпрограммы повышают цены на 20%. Алексей Мусакин считает, что эффективной для отрасли будет совсем другая поддержка:

«Гостиничный бизнес, да и весь турбизнес, персоналоемкий. В этом отличие от инновационных предприятий, потому что невозможно официантов и горничных заменить на роботов. В структуре затрат до 60% — это фонд оплаты труда, но с налогами и выплатами в страховые фонды. Если мы выплаты в фонды с более чем 30% понизим хотя бы до 15%, то эти 60% уже превратятся в 50%. Что существенно лучше. У нас доходность отелей за последние 20 лет упала в разы. Когда я начинал гостиничный бизнес в 2000-х годах, у меня операционная доходность была не ниже 38-39%. Сейчас она у многих гостиниц, особенно городских, иногда падает до 12-15%».

Анна Комарова
Анна Комарова
Корреспондент
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
Путешествия
Актуальное