@pr.mira
-1°
Облачно
1
Пробки
$
61.8
68.29
60.72
Фото

Механики починили мотор-генератор с легендарного «Дугласа». Он 70 лет пролежал в болоте, а теперь работает!

Инженеры смогли реанимировать умформер легендарного самолета «Дуглас С-47», эвакуированного с Таймыра. Когда-то этот преобразователь обеспечивал высоким напряжением радиокомпас судна, но после аварии 70 лет гнил в болоте. О ремонте рассказали в краевом отделении РГО.

Вот, как выглядел умформер, когда его только достали из болота. Половина аппарата все это время была погружена в воду, и за годы часть деталей просто превратилась в труху под действием коррозии.

фото здесь и далее: vk.com/expedition_center_rgo

Вот табличка преобразователя. Половина ее буквально растворилась в воде, но надпись еще можно прочесть — умформер изготовил завод «The Leland Electric Company» в 1942 году.

Реставрацией «Дугласа» занимается команда поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ во главе с членом Русского географического общества, участником экспедиции по эвакуации «Дугласа» Александром Матвеевым. Он рассказал, что изначально команда планировала просто очистить умформер и восстановить его внешний вид, а потом поставить на полку в музее.

«Первоначально никто из команды реставраторов не предполагал, что этот кусок глины и ржавчины снова сможет вращаться, мощно гудеть и вырабатывать высокое напряжение. Стояла задача восстановить внешний вид и создать добротный экспонат для будущего музея. Но по мере работ по очистке, отмачиванию, пропитыванию, реставрации утраченных деталей вдруг стало ясно, что устройство не безнадежно. Тут уже возник азарт. А не слабо ли нам?» — рассказал Александр.

Инженерам оказалось не «слабо». Они заменили недостающие детали, восстановили то, что можно было, и провели стресс-тест преобразователя. И он заработал! При этом умформер сохранил 80% оригинальных деталей, что удивительно для сложной аппаратуры, пролежавшей в болоте 70 лет.

Сейчас команда инженеров продолжает восстановление «Дугласа». Уже полностью восстановлены основное шасси самолета и блок управления радиокомпаса, а также вилка хвостового колеса — она переломилась пополам при аварийной посадке борта.

  • «Дуглас» изготовили в США во время войны, после чего доставили в СССР по программе ленд-лиза. Самолет участвовал в освоении Севера нашего региона, а в апреле 1947 года у него отказал мотор, и борт совершил аварийную посадку в глухой тундре на Таймыре. Тогда из пассажиров и членов экипажа никто не пострадал.
  • Но через три дня командир Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алексей Смирнов и шесть пассажиров ушли от самолета, надеясь выйти к ближайшему населенному пункту, и пропали без вести. Останки капитана Максима Тюрикова в 1953 году нашел таймырский оленевод. Оставшихся на месте посадки удалось эвакуировать.
  • В 2016-2017 годах красноярское отделение РГО организовало экспедицию по эвакуации самолета из таймырской тундры — сейчас борт находится на реставрации. Борт планируют сделать основным экспонатом будущего парка-музея освоения Севера.
Сергей Ошаров
Сергей Ошаров
Корреспондент строгого режима
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
Технологии
Актуальное