Posted 1 июня 2019,, 02:00

Published 1 июня 2019,, 02:00

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

А они работают? Платить надо или нет? Рассказываем, что происходит с платными парковками в Красноярске

1 июня 2019, 02:00

Платным парковкам в Красноярске уже почти пять лет. За это время, по изначальным расчетам, проект уже должен был окупиться — но не вышло. Мэрия пообещала перезапустить проект  в «абсолютно другом» формате, а частный инвестор к концу года больше не будет иметь к нему отношение. Рассказываем, что происходит сейчас и что известно о грядущем «перезапуске».

А что, платные парковки еще работают?

Да. Постановление о платных парковках мэрия приняла еще в сентябре 2014 года — и его никто не отменял. Час парковки в центре города на выделенных местах по-прежнему стоит 30 рублей. 

Сам проект стартовал в апреле 2015-го. Мэрия предоставила инвестору — компании «Инфоком» — участки под парковки, примерно на 1500 мест. «Инфоком» взамен оборудовал их паркоматами для взимания платы и стал оператором проекта. Компания, по разным данным, вложила в проект то ли 42, то ли 80, то ли даже 330 миллионов рублей. Выручка, согласно инвестиционному соглашению, распределяется так: 87% идет оператору, 13% — бюджету города. 

Но с самого начала все пошло не так

Планируемые сроки реализации и окупаемости платных парковок составляли пять лет, городская казна за это время должна была получить чуть более 60 миллионов рублей, инвесторы — 168,7 миллиона. Однако успешным проект так и не стал — красноярцы оплачивали парковку неохотно, окупить затраты (какие бы они не были) инвестору не удалось. В апреле прошлого года директор «Инфоком» Дмитрий Вилков жаловался, что за три года компании удалось собрать чуть меньше шести миллионов рублей, из них администрации перечислено около 780 тысяч. По данным прокуратуры на конец ноября, перечисленная сумма еще меньше — 652 тысячи, из них в 2018 году — около 70 тысяч. 

Усугубляло ситуацию и то, что первое время никаких санкций за неоплаченную парковку для водителей не было. Поправки в краевой закон об административных правонарушениях ввели лишь в декабре 2015-го: для физических лиц установили штрафы в размере от 300 до 800 рублей, для юридических лиц — от тысячи до 1800. Нарушителей сейчас фиксируют автомобили «Инфокома», оснащенные системой «Паркон».

Впрочем, и введение санкций проекту не особо помогло. Дмитрий Вилков регулярно критиковал районные административные комиссии за то, что они плохо работают со штрафами. По его словам, за 2015-2017 годы было выявлено 285 тысяч случаев неоплаты платных парковок, но административные комиссии назначали штраф только для одного процента нарушителей. 

В августе 2017-го в «Инфокоме» и вовсе заявили, что уходят из проекта платных парковок, так как заработать на нем не получается. Однако тогда с мэрией удалось договориться и компания осталась. Комиссии, хоть и ненамного, но стали рассматривать уведомления о нарушителях активнее — 10-15% от всех обращений в начале 2018 года. 

Фото здесь и на обложке: feelek.livejournal.com

Так надо платить или нет? 

По закону да, но на практике вероятность быть наказанным за неуплату парковки не слишком велика. И в «Инфокоме», и в мэрии причиной низкого процента рассмотрения уведомлений (и, стало быть, низких денежных сборов) называли слишком сложный порядок начисления штрафов, в то время как само нарушение фиксируется автоматически на камеру. Как пояснял вице-мэр Владислав Логинов, после того как специальный автомобиль зафиксирует нарушение, оно заносится в базу: «Что происходит дальше? Данные передаются в административные комиссии, комиссия собирается на заседание, составляет протокол, направляет по почте приглашение на заседание нарушителю, затем человек приходит, снова происходит рассмотрение и так далее — бесконечный процесс». 

С конца прошлого года мэрия пытается упростить порядок начисления штрафов и организовать его по тому же принципу, что и при нарушениях ПДД на дорогах — когда после автофиксации нарушения водитель получает электронное уведомление о штрафе. По данным Владислава Логинова, каждый день в Красноярске фиксируется от 800 до тысячи нарушений за неуплату парковок. Комиссия может составить порядка 30 протоколов в день, тогда как фото- и видеофиксация — более шести тысяч за два дня. 

Однако чтобы появилась возможность для автоматического выписывания штрафов, сначала нужно еще раз скорректировать краевой закон об административных правонарушениях. В декабре мэрия обращалась с соответствующим законопроектом в законодательное собрание, откуда его отправили на рассмотрение горсовета Красноярска. Там 28 мая введение упрощенных штрафов поддержали, теперь проект снова отправят в краевой парламент.

Фото: dela.ru

Затем мэрия планирует сама заняться платными парковками

В декабре этого года соглашение мэрии с «Инфокомом» заканчивается, после чего город планирует заниматься проектом платных парковок самостоятельно, заявил Владислав Логинов. Работу компании он раскритиковал, сказав, что проекты, «которые либо неэффективно работают, либо продолжают деградировать, [надо] сворачивать и идти к нормальным эффективным проектам». 

В свою очередь 27 мая прокуратура обвинила «Инфоком» в том, что он не исполняет обязательства перед городом. По сообщению прокуратуры, из 37 паркоматов компании 15 не работают с лета прошлого года, что не помешало компании требовать штрафов для водителей, которые не оплатили паркинг вблизи сломанных приборов. Ранее в прокуратуре уже обращали внимание на неэффективность проекта: вместо 79 камер наблюдения на парковках работали 14, электронных табло — 6 вместо 63, автомобилей с системой «Паркон» — три вместо 10. Гендиректор «Инфокома» Дмитрий Вилков в ответ пояснял, что городские власти не шли на диалог с оператором и чуть ли не ставили ему палки в колеса (например, приборы «Инфокома», с его слов, были отключены после ремонта проспекта Мира). 

Фото: Елена Саткеева

Паркоматы по условиям соглашения должны отойти администрации города, однако Логинов заявил, что использовать их в проекте дальше будет невозможно. По словам вице-мэра, город будет работать на своем программном обеспечении и оборудовании (в которое в том числе войдут камеры для автоматической фиксации нарушений). Ранее Логинов рассказывал, что приборы для фото- и видео-фиксаций в 2019 году закупит краевое министерство транспорта либо подведомственное учреждение. Затем их возьмет в аренду муниципальное управление дорог, инфраструктуры и благоустройства (УДИБ), которое и станет новым оператором платных парковок в центре Красноярска. 

По словам Логинова, в нынешнем виде проект платных парковок неактуален и далее будет развиваться в «абсолютно другом» формате. Но пока о концепции мэрии известно мало. Места платных стоянок, например, по большей части останутся прежними, но к ним добавятся новые, в частности за счет крайней правой полосы проспекта Мира. Платные места обозначат специальной разметкой или сигнальными столбиками.

Стоимость парковки администрация планирует сохранить ту же, что и сейчас — 30 рублей в час. Оплатить парковку, со слов Логинова, можно будет через паркоматы, приложение, «авансовые платежи». Сейчас на сайте krasparking перечислено пять способов: паркоматы, мобильное приложение, сам сайт, наличные через «Платежку» и по смске. (Останется ли krasparking, принадлежащий «Инфокому», сайтом платных парковок, пока неясно, в соцсетях проекта обновлений не было уже почти год). В департаменте городского хозяйства «ПМ» сказали, что о концепции смогут рассказать позже, когда у них у самих появится ясность.

И люди станут платить за парковку?

Во всяком случае, в мэрии на это рассчитывают. Повышать собираемость с водителей рассчитывают за счет введения тех же автоматических штрафов для нарушителей. 

О том, во сколько городу обойдется новый проект платных парковок, пока речи не было. Владислав Логинов сказал только, что у города возможностей для инвестиций нет. При этом бюджету как минимум придется потратиться на аренду оборудования и ПО, а также на расширение штата УДИБа, отдел которого займется парковками. В мэрии при этом уверены, что не повторят ошибок частного инвестора и проект платных парковок получится окупить и сделать прибыльным. «В Москве, например, на платных парковках собирают 22 миллиарда рублей, — сказал Владислав Логинов на сессии горсовета 28 мая. — В Красноярске это будет не 22 миллиарда, конечно, но достаточно, чтобы возместить затраты».

"