Posted 14 октября 2020,, 13:10

Published 14 октября 2020,, 13:10

Modified 29 мая 2023,, 10:22

Updated 29 мая 2023,, 10:22

Эколог проверил качество воздуха в автомобильной пробке: закройте окна или отойдите от дороги подальше!

14 октября 2020, 13:10
Сегодня Николай оценивает качество воздуха возле вечерней автомобильной пробки на Партизана Железняка.

Красноярец Николай Дергачев проверил уровень загрязнения у котельной ЭВРЗ, в частном секторе Николаевки, у Цементного завода, у ТЭЦ-1, в гаражном массиве на Металлургов и у КрАЗа. Сегодня он оценивает качество воздуха возле вечерней автомобильной пробки на Партизана Железняка.

По официальной статистике, автомобили — один из главных загрязнителей красноярского воздуха. В 2017 году на их долю приходилось более 40% всех выбросов. При этом сами автомобилисты, как правило, отрицают свой вклад в «черное небо», сваливая проблему на стационарные источники. Тем не менее сложно отрицать, что автомобили воздух не очищают. По статистике агентства «Автостат» в Красноярске в 2019 году было зарегистрировано 324 тысячи автомобилей. И каждый из них вносит свою лепту в загрязнение окружающей среды.

Для замера мы выбрали участок на Партизана Железняка — на автобусной остановке возле «Кристалл арены». К нашему приезду здесь как раз образовалась огромная пробка. Самое время посмотреть, чем вынуждены дышать люди, которые в ней стоят или ждут автобус.

Напомню, у меня два датчика: популярный IQAir AirVisual Pro и бюджетный Xiaomi MI PM2.5 Detector. Оба они не работают как полноценные газоанализаторы, замеряют лишь количество взвешенных частиц в воздухе и долю углекислого газа. Но нам пока большего и не надо. Давайте посмотрим, что творится в воздухе при сложной ситуации на дороге.

Вот проехал дизельный автобус — и, кажется, это антирекорд. AirVisual показывает 223 и уходит в фиолетовую зону. Попадать под такой выхлоп без респиратора просто опасно. Показания Xiaomi подтверждают данные более дорогого прибора.

Мерим после того, как отъехал автобус — ситуация лучше, но ненамного. Красная рожица и 170 единиц загрязнения.

Что тут сказать? Плотно закрывайте окна автомобиля, если стоите в пробке, и отходите подальше от дороги, если ждете автобуса. Тем более что в отличии от предприятий, дым из труб которых выбрасывается вверх, автомобильный выхлоп стелется по земле как раз на уровне человеческого роста.

Правда, непонятно, как следовать этим рекомендациям. В пробках в Красноярске регулярно стоят Партизана Железняка, Шахтеров, Высотная, обе Брянские, практически вся Взлетка, Глинки, Красраб, Вавилова и другие магистрали. Эта проблема касается всех красноярцев, как автомобилистов, так и безлошадных. Дымом от выхлопных труб дышат все.

Как решить проблему автомобилей, неясно. Перейти всем Красноярском на Евро-7 вряд ли получится даже указом президента. Электромобили пока тоже, к сожалению, не вариант: инфраструктуры под них практически нет. Транспортную сеть до такого состояния, чтобы пробок не осталось, тоже не разовьешь. Остаются стандартные рекомендации: развивать сеть общественного транспорта, переводить его на электричество (заодно и электрозаправок прибавится), поощрять велосипедистов. Эффект от этого, безусловно, будет, но вряд ли объем выхлопов снизится существенно.

Ну что ж, время подвести промежуточный итог нашему многосерийному приключению. Очевидно, что проблем в Красноярске много. Дымят трубы заводов и частных печей, дымят автомобили и печи шиномонтажек, дымят КрАЗ и ТЭЦ — и все это влияет на нашу жизнь, цены на недвижимость и желание людей жить в городе Красноярске. Скоро зима, и с приходом холодов ситуация с загрязнением воздуха только усугубится.

Как бы ни хотелось многим выделить одного конкретного виновника, закрыть или оштрафовать его и тем самым моментально избавить город от смога, этого, увы, не получится.

Проблема должна решаться комплексно и на всех уровнях не только краевой, но и федеральной власти. От себя могу лишь гарантировать, что собранные за это время данные будут переданы руководителю Росприроднадзора РФ Светлане Радионовой. Надеюсь, это поможет в нашей общей борьбе за свежий воздух.

"