Posted 20 марта 2020, 13:15

Published 20 марта 2020, 13:15

Modified 29 мая 2023, 10:14

Updated 29 мая 2023, 10:14

Еда в Красноярске: сколько клиентов и денег потеряет общепит из-за коронавируса. Поговорили с рестораторами

20 марта 2020, 13:15

В условиях пандемии красноярский рынок общепита не ждет ничего хорошего. Рестораторы рассказали «Проспекту Мира» о том, на какие убытки рассчитывают, как планируют выживать и ждут ли помощи от государства.

Читайте также, как обстоят дела у организаторов концертов и государственных культурных учреждений.

«Не секрет, что с ресторанами сейчас будет происходить полная жопа. Да уже происходит», — говорит «ПМ» Александр Митраков (0.75 Please, «Майк и Молли»).

«Естественно, люди боятся ходить в рестораны, — описывает он. — [В среду] у нас проходил гала-ужин, который мы за полтора-два месяца анонсировали, почти сразу продали все билеты. Накануне проведения гости просили, чтобы мы обзвонили всех, кто придет, узнали, не были ли они в последние две недели в странах, где идет заражение. Естественно, мы всех обзванивали».

По подсчетам Митракова, выручка его заведений на этой неделе на 45% меньше, чем была в марте прошлого года. Он, правда, оговаривается, что это сравнение не совсем корректно, так как год назад в Красноярске проходили Универсиада и экономический форум, увеличившие доход.

Александр Митраков
«Если же сравнивать выручку с прошлой неделей, то там цифры другие, но я склоняюсь к тому, что к концу недели падение будет на те же 45%, — полагает ресторатор. — Мы пока не дождались выходных, а это дни, когда мы зарабатываем самые большие деньги и идет основной поток посетителей. Есть вероятность, что выходные будут суперпросадочными».

В этой ситуации, по идее, должна расти роль доставки еды на дом и заказов с собой, но, как говорит Митраков, пока этот рост не столь существенный, как можно было ожидать: «Может, дальше возрастут доставки, но не на этой неделе — пока все скупают гречку и туалетную бумагу в магазинах».

Директор «Академии Кофе» в Красноярске Екатерина Школа называет примерно те же данные, что и Митраков. Падение в сети кофеен по сравнению с прошлой неделей составило 35-40%. Причем еще в начале недели, по словам Екатерины, в кофейнях, наоборот, было много гостей — студентов и школьников, которые «на радостях от внезапных каникул потоком шли к нам». Но сейчас и они заходят реже.

Поток посетителей, с ее слов, резко уменьшился в понедельник (именно тогда стало известно о первом заразившемся красноярце). «Причин для этого много. И основная — даже не в панике, ее у большинства гостей как раз пока нет, — считает Школа. — Падение связано с тем, что многие предприятия отправили работников на домашнюю работу — и если ты работаешь из дома, странно будет, если ты вдруг окажешься в кофейне. Это хорошо видно по Взлетке, потому что это деловой сектор».

«Мы прогнозируем, что дальше будет хуже», — добавляет Школа. В Москве, например, в марте обороты в ресторанном секторе упали от 30% до 90%, пишут «Ведомости». В этой ситуации московские рестораторы попросили помощи у правительства.

О государственном участии говорит и генеральный директор красноярской сети бургерных «БургерКит» Тимур Алмабеков. «Нужно, чтобы государство помогало бизнесу, как в других странах, так как мы так или иначе пострадаем от происходящего», — считает он.

Впрочем, на масштабную поддержку государства рестораторы не надеются. «Ну а что сейчас нам предлагают? Вот объявили о том, что не будет налоговых проверок. Это, конечно, то, что нужно сейчас, очень поможет», — саркастичен Митраков.

В сложной ситуации бизнес рассчитывает на поддержку и адекватную реакцию партнеров, в первую очередь арендодателей. «Для нас аренда — это самые огромные расходы, — рассказывает Екатерина Школа. — Поэтому мы предлагаем быть в ровном процентном соотношении: если мы упали на 40%, то падаем [по аренде] на 40%, если на 90% — на 90%. Считаем это честным, потому что у нас помимо аренды остаются коммунальные услуги, налоговое бремя, заработная плата. Все это усугубляется и курсом доллара, потому что, к сожалению, на Шира у нас кофе не растет».

«Конечно, мы начали переговоры с арендодателями, с персоналом, с поставщиками, — соглашается Александр Митраков. — Кто-то идет навстречу, кто-то пока нет. Плюс мы открываемся не на инвесторские деньги, а на заемные, так что сейчас переговариваемся еще и с банками».

По мнению Митракова, спасти бизнес от убытков поможет сейчас только введение режима ЧС: «Если наступает режим ЧС, то в договоре это расценивается как «действие непреодолимой силы», то есть платежи на время замораживаются».

Хотя Тимур Аламбеков сохраняет умеренный оптимизм — ситуация, по его словам, должна нормализоваться, если в городе «не будет паники, не будет значительного числа заболевших и не введут жесткие меры — например, не запретят жителям передвигаться по городу».

Подпишитесь