Posted 10 сентября 2022, 06:01
Published 10 сентября 2022, 06:01
Modified 29 мая 2023, 10:44
Updated 29 мая 2023, 10:44
8 сентября в прокат российских кинотеатров вышла полнометражная спортивная драма «Начать сначала», снятая в Красноярске. «Проспект Мира» поговорил с продюсером фильма и основателем кинокомпании «Мечта» Евгением Черных о том, как создавалось кино и на какие деньги, почему Красноярск стал столицей регби и что ждет российскую киноиндустрию.
Продюсирование — занятие рисковое. Почему вы решили рискнуть с этим фильмом?
Кино я занимаюсь уже лет 10. За спиной несколько полнометражных фильмов, много социальных роликов. Была и короткометражка «Хочу мороженое!» про похищение детей — с ним мы победили в десятке с лишним международных фестивалей.
Что касается «Начать сначала», то я давно хотел снять фильм про регби, так как у нас про футбол, про баскетбол или про хоккей и так уже все снято. Тем более что в Красноярске регби — один из приоритетных видов спорта, а сам город считается регбийной столицей России. Идею я вынашивал долго. Я понимал, что снимать на фотоаппарат, как мы снимали один из наших первых фильмов — «Дороги» — уже не получится.
Каждый из наших фильмов в технической части лучше предыдущего. Для съемок «Начать сначала» задействовали более 40 человек. Съемочную команду привозили из Москвы и Петербурга, операторами были люди из Новосибирска — коллектив подобрался неплохой.
И самый главный вопрос — о деньгах. Ни на один из наших фильмов мы не использовали ни одного бюджетного рубля: не брали ни региональных, ни федеральных денег. И «Начать сначала» — не исключение. У нас была идея, синопсис, базовый сценарий. Мы пришли со всем этим к директору Федерации регби в России, на тот момент Станиславу Дружинину. Идея фильма ему очень понравилась. Мы долго с ним разговаривали, и потом он говорит: «Ребята, все круто, я с вами! А откуда у вас деньги?». Мы ему: «У нас? Мы думали, что у вас есть!», на что он нам говорит: «А у нас-то откуда?».
И вот мы вместе сели и начали думать, где брать деньги. Искали по друзьям, организациям, продакт-плейсмент которых поставили в фильм. Экс-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, будучи членом наблюдательного совета Федерации регби России — он тоже пожертвовал на этот фильм деньги. Вот так и собирали.
То есть, это был такой коллективный риск?
У нас точно не было идеи, что при помощи фильма мы сможем заработать. Главная цель — показать важность командного духа и популяризировать регби в России. Нам, красноярцам, в этом плане жаловаться не на что, а в ряде других регионов, где я был — с этим видом спорта все печально.
А как Красноярск вообще стал «регбийной столицей»? Удалось разобраться, пока снимали?
В фильме говорится о том, как все начиналось — люди буквально сами себе шили мячи и играли, тренировались. Спустя пять лет они попали в ТОП-10 команд по России. Я думаю, что если бы не «Енисей-СТМ», то у нас бы вообще этот вид спорта, наверное, «потух». Потому что 90-е годы «Красный Яр» выносил всех «в одну калитку». А теперь уже «Енисей-СТМ» выносит всех на поле, включая «Красный Яр».
Как глубоко вы погружались в процесс съемок?
Я сам составлял КПП (контрольно-постановочный план) участвовал в выборе мест для съемок — то есть полностью был погружен в процесс съемок ежедневно. Я питался даже вместе со съемочной командой, общался с актерами, говорил о том, что можно добавить или убрать. В лицее в Ветлужанке нам на неделю предоставили помещения — у кого-то гримерка была прямо в учебных классах. Мы буквально прожили там целую неделю.
Были какие-то курьезные случаи во время съемок?
Не обходилось без такого. Вспоминаю одну историю, когда у нас были съемки в лагере. Поспорили с актером, сможет ли он 10 минут выстоять на планке. Если он выигрывает — я ему 5 тысяч рублей, а если проиграет — тогда он всей съемочной команде стирает одежду.
Я сам знаю, что такое планка, и что такое простоять в ней 10 минут — это очень тяжело. Но он реально продержался, хоть под ним буквально лужа пота пролилась. Вот такая история запомнилась. Честно скажу, сам внутри болел за него и хотел, чтобы он выиграл.
Красноярский фудблогер Василий Прокушев говорил, что из истории края есть, что почерпнуть для съемок интересного кино: полнометражных фильмов, сериалов и так далее. Вы согласны с этим?
Могу сказать, что москвичи и питерцы сейчас пытаются из столиц поехать куда-то в регионы России для съемок фильмов. У Красноярского края, помимо богатой истории, великолепная природа. Здесь можно найти подходящие локации и истории для съемки.
Но все остальное придется делать в столице. Например, мы постпродакшн фильма делали в Москве. Почему? Потому что у нас в Красноярске нет ни одной студии, которая может сделать звук 5.1 под кинотеатры. В нашем городе сейчас нет оборудования профессионального, с помощью которого можно снимать фильм с качественной картинкой нужного уровня.
Поэтому оборудование мы тоже брали в аренду, и с учетом логистики это недешево. Сейчас чиновники говорят, что будут заниматься этими вопросами, будет закупаться киношное оборудование, которое потом местные кинокоманды смогут брать в аренду. Дай бог, чтобы все получилось. Потому что конечно будет проще у нас в Красноярске взять оборудование в аренду и снимать фильм.
Но пока говорить именно о красноярском кино рано. С тем, что есть сейчас, можно снимать интересные документалки, может быть, какие-то сериальные вещи. Но соперничать с федеральными киношниками в полнометражном кино, когда тебе, условно говоря, нужно довезти в Красноярск целую фуру оборудования — пока о такой конкуренции речи не идет.
То есть сравнивать «Начать сначала» с «Движением вверх» или «Легендой №17» не получится?
Бюджет у «Начать сначала» — 80 миллионов рублей. А у «Движения вверх» — 450 миллионов. И с этим фильмом, как вы помните, была и ситуация, что силовиков и других госслужащих в стране буквально приглашали сходить на фильм. Для этого даже давали отгулы. Поэтому «Движение вверх» стал самым кассовым фильмом в российской истории. По-моему, если не ошибаюсь, так они смогли несколько миллиардов рублей в прокате собрать (3 043 672 440 рублей — прим.ред).
Поэтому по сборам нет, сравнивать тут вряд ли будет правильно. По технической части — наверное, тоже нет. Мы же помним, какие в «Движении вверх» были крутые и аутентичные декорации и костюмы, благодаря которым зрители погружались в то время.
Поэтому тут надо быть реалистами. В Красноярске был закрытый кинопоказ, на который приходили люди. Один из замминистров подошел и сказал мне: «Блин, я больше кайфа получил от твоего фильма, чем от "Легенды №17"». Понимаю, что тут играет роль ощущение чего-то своего, родного, локальный патриотизм, но пока мы все-таки до борьбы с «китами» кинобизнеса не доросли.
Конечно, сами мы хотим снимать — были бы только бюджет, команда, оборудование… На самом старте подготовок к съемкам «Начать сначала» мы хотели взять оператора, который снимал «Движение вверх». Но он за свою работу просил сумму в три раза больше, чем в среднем получает московский оператор.
Вот так все упирается в деньги. Конечно, было бы интересно реализовать что-то крутое, интересное и масштабное, имея при этом неограниченный бюджет…
При этом с каждым фильмом мы все равно по технической части продвигаемся все дальше и дальше. Если вспомнить «Дороги», которые мы снимали на фотоаппарат — то это была, скорее, реализация каких-то детских мечтаний. Ко мне как-то подошел журналист Андрей Гаврилов и говорит: «Давай снимать». Два года меня уговаривал, после чего я ему пообещал — и съемки начались.
«Маняшино озеро» — это была фестивальная история. С этим фильмом мы выиграли три или четыре фестиваля международных. Был еще у нас полнометражный фильм, который мы снимали в Норвегии, в Тромсё и в Осло. Китов для съемок ждали неделю. Столько времени просидели в бухте и караулили их. Вроде бы круто — но это, опять же, не про прокат и не про деньги.
Я искал в том числе финансы, «Норникель» нам немного помогал с деньгами для постпродакшена. Мы по фестивалям прокатали что-то, семь международных фестивалей выиграли, имя себе заработали более или менее.
И вот так мы, потихонечку, с каждым фильмом, продвигались все дальше и дальше по технической части. Пятого сентября была премьера «Начать сначала» в Москве, в главном кинотеатре России — «Октябре». На премьере был аншлаг, присутствовали сотни различных знаменитостей с миллионами подписчиков в своих соцсетях:, актеры, певцы… Нам было очень приятно видеть такой ажиотаж и потом услышать положительные отзывы после показа. Собрать в Москве аншлаг на главной киноплощадке страны — такое должно льстить, я думаю.
Мы направили тысячу физических копий по России — учитывая, что многие кинотеатры закрылись после прошедших двух лет COVID-19 и нынешней ситуации, тысяча копий считается хорошим показателем.
Помимо России, выход фильма в прокат подтвердили Белоруссия, Кыргызстан и Казахстан. Сейчас три топовых федеральных канала — это «Матч-ТВ», «СТС» и «ТНТ» — ведут борьбу за право премьерного показа фильма. Кино они уже видели, оно им понравилось.
На «Матч-ТВ» идет реклама фильма — и мы в фильм тоже интегрировали рекламу их телеканала.
После выхода «Начать сначала» в кинопрокат — что дальше, какими проектами будете заниматься?
Мы общаемся со Станиславом Дружининым — сейчас он президент федерации прыжков в воду, это уже олимпийский вид спорта. Конечно, пока еще не совсем понятно, когда наши спортсмены смогут выступать под национальным флагом, но в любом случае мы готовимся к съемкам. Ездили в Севастополь для отсмотра локаций под съемки. Есть идея популяризировать этот не сильно раскрученный вид спорта — прыжки в воду.
Если все будет нормально, то весной 2023 года начнем съемки. Надеюсь, что за лето успеем все снять. Но о прокате и дальнейшей судьбе фильма говорить тяжело, опять же, с учетом того, что мы обходимся без госфинансирования. Вроде бы есть и желание, и люди, которые могут вложить в это дело до миллиона рублей… Но хотелось бы, чтобы организационно все было сделано на более серьезном уровне.
В нынешней ситуации — какое будущее у российской киноиндустрии?
Пессимизм сейчас испытывают многие. До 30% кинотеатров закрылось — это действительно большая цифра. Тяжело сказать, что будет дальше. Получается, что мы как-то мотивируем и субсидируем производителей, а вот кинотеатрам мы субсидии и льготы не даем — хотя их бизнес страдает.
Можете себе представить? Это ведь большие площади кинотеатров, которые находятся в аренде на территории торговых центров. Там сумасшедшие расценки. Предыдущие два года из-за пандемии COVID-19 им было непросто, и сейчас тем более. Поэтому многие сети принимают решения о закрытии кинотеатров и кинозалов в том или ином месте. Я лично общался с директорами сетей кинотеатров и они говорят мне прямо: «Не вывозим».
Опять же, много людей уже пользуются различными интернет-платформами для просмотра кино. Там все просто — взял подписку за 300 рублей в месяц, и сиди дома, смотри спокойненько кино.
Если говорить именно о кинопроизводстве, тут можно вспомнить «Непосредственно Каха», где снялись блогеры. Бюджет у фильма был 50-60 миллионов рублей, а кассу он собрал на 547 миллионов рублей. Для всех это была непонятная история: как так, в пандемию, люди чуть ли не 300 километров готовы были ехать в другой город, чтобы посмотреть фильм. Я думаю, что следующий их фильм соберет уже больше миллиарда рублей сборов. И при этом не сказать, что это какой-то шедевр, там очень своеобразный юмор.
Но блогеров есть своя армия подписчиков и фанатов, которые помогли им собрать такие деньги. Наверное, в каком-то таком направлении все будет двигаться и далее…
В целом, загадывать наперед, что будет с индустрией кино в России, сейчас непросто. Если будет какая-то господдержка кинотеатров, то, наверное, еще можно как-то рассуждать. А если все и дальше будет закрываться и сокращаться… Нам, конечно, в этом плане проще, потому что, как уже говорил, мы не используем ни рубля бюджетных денег. И в каком-то плане это даже хорошо — никто не скажет нам что-то вроде «зачем вы сняли это за мои налоги?!».