Президент коллегии адвокатов Енисейской Сибири Станислав Вахрушев ответил на несколько вопросов «Проспекта Мира».
Можно сказать и так. Теперь повестки можно вручать не только лично, но и доставлять заказным письмом с уведомлением о вручении, через личный кабинет гражданина на информационном ресурсе и путем размещения повесток в реестре повесток (статья 31 ФЗ в новой редакции)
Реестр повесток, согласно новой статье 8.3, будет общедоступен — однако порядок ведения реестра и его оператор еще не определены.
Также новый пункт 2.1 статьи 31 вводит новые обязанности для призывников. Теперь даже если подлежащий призыву гражданин не получил повестку — все равно обязан явиться в военкомат для сверки данных воинского учета в течение двух недель после начала призывной кампании. Если повестка получена позднее указанной в ней даты — закон тоже предписывает двухнедельную явку.
Это не относится к освобожденным от воинской обязанности гражданам — эти категории предусмотрены статьей 23 ФЗ. Основания для предоставления отсрочек тоже не изменились.
Пожалуй, нет. Пункт 2 статьи 31 в новой редакции предусматривает, что повестка считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на «соответствующем информационном ресурсе, информационной системе».
Однако до настоящего времени соответствующее постановление правительства РФ, которым должен быть установлен порядок направления повесток, не принято. Этот документ должен определить, о каком личном кабинете идет речь, о каких информационных ресурсах и информационных системах. Может быть, создадут отдельный портал.
Но большее беспокойство вызывает сам реестр:
«В случае, если повестка не считается врученной одним из способов, указанных в абзацах первом — четвертом настоящего пункта, повестка считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток».
Про реестр пока нет конкретики, но уже известно, что он будет общедоступным и в нем будет следующая информация:
Соответственно, если повестка есть в общедоступном реестре, то через 7 дней она считается врученной.
Санкции (официально «Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата») действительно вызывают вопросы у многих экспертов. В том числе — насколько эти «меры» ограничивают конституционные права.
Насколько допустимо внесудебное ограничение права распоряжаться своей собственностью, права на выезд за пределы РФ, права заниматься предпринимательской деятельностью, управлять транспортным средством, получать кредиты и займы и др? Среди этого есть права, предусмотренные Конституцией.
Но на другой чаше весов — конституционная обязанность, предусмотренная статьей 59 Конституции РФ:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, ограничения конституционных прав допустимы, если они «объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им».
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласит:
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так что вопрос в том, сочтет ли Конституционный Суд РФ эти «временные меры» допустимыми и конституционного оправданными. Поставить такой вопрос перед КС теоретически может любой призывник — но не сразу. Сначала нормы нового закона должны быть применены районным (городским), краевым судом, кассационным судом и так далее.
То есть сначала суды общей юрисдикции при оспаривании, например, решения призывной комиссии, должны применить нормы нового ФЗ в деле конкретного призывника. И только после прохождения всех судебных инстанций (вплоть до надзорной) истец сможет подать жалобу в Конституционный Суд.
Если же мы говорим о более приземленных вещах, то решения военного комиссариата и призывной комиссии по-прежнему можно обжаловать в призывную комиссию края и в суде.
Кстати, новые статьи 35.1-35.5 устанавливают новые правила подачи жалоб. Теперь можно будет подать жалобу через портал «Госуслуги», в том числе это сможет сделать «полномочный представитель гражданина», если ему это право официально делегировать через те же «Госуслуги».
Решение призывной комиссии, как и прежде, приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 29 ФЗ не изменен).
Это как посмотреть. Если буквально толковать содержание пунктов 1 и 3 новой статьи 7.1 и статьи 22, то получается, что временные меры касаются лишь тех, кто подлежит призыву на срочную военную службу.
1. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации
3. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, в течение суток со дня, когда такая повестка считается врученной, направляется предупреждение о применении в отношении их указанных в пункте 4 настоящей статьи временных мер, направленных на обеспечение их явки, в случае неявки по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке.
Однако в пунктах 4-6 таких оговорок нет.
Такое несоответствие терминологии на практике может привести к тому, что меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 7.1, будут применять и к гражданам, подлежащим призыву по мобилизации.
Но пока сложно прогнозировать, по какому пути пойдет судебная практика. Она всегда складывается из толкования норм закона истцами (призывниками и их представителями) и ответчиками (военкоматы). Поэтому остается лишь отстаивать и аргументировать ту позицию, которая представляется как не нарушающая права граждан.