Posted 26 июня 2023,, 00:00

Published 26 июня 2023,, 00:00

Modified 26 июня 2023,, 08:58

Updated 26 июня 2023,, 08:58

В «КПН» прокомментировали сокращение работников и падение продаж бензина

Начало конца или развитие? Что происходит с сетью АЗС «Красноярскнефтепродукт»

26 июня 2023, 00:00
Фото: КНП

В «КПН» прокомментировали сокращение работников и падение продаж бензина

В Красноярском крае закрылись сразу несколько заправок под брендом КНП, а финансовые показатели краевой сети АЗС упали. «Проспект Мира» решил выяснить, что происходит с АО «Красноярскнефтепродукт», большая часть акций которого принадлежит государству — в лице Красноярского края.

Закрытие заправок

В компании о закрытии заправок говорят, что их число постоянно меняется — кто-то прекращает работу под вывеской «КНП», другие собственники заправок или сама сеть открывают новые.

Сейчас самому АО «Красноярскнефтепродукт» принадлежат более 80% заправок бренда. У остальных сторонние собственники, которые имеют право вывести заправки из сети. Коренным образом на работу сети это не влияет, говорят в компании.

Всего в сети на конец июня 2023 года 168 заправок, понемногу открываются новые. Глава пресс-службы «КНП» Василь Плеханов говорит, что компания «держит курс» не на увеличение количества АЗС, а на улучшение их качества.

«На АЗС проводится плановый ребрендинг, открываются магазины, мини-маркеты с большим количеством сопутствующих товаров — от моторных масел до фаст-фуда, перекуса и кофе в дорогу. На заправках, находящихся вдоль трасс федерального значения, устанавливается публичный Wi-Fi, чтобы клиенты могли воспользоваться выходом в интернет. Практически все АЗС на южном направлении за 2023 год были оборудованы санузлами».

Кроме этого, КНП хочет создать узел оптово-розничной торговли в Туве — возможно, в будущем это позволит масштабировать сеть на республику.

Глава Союза владельцев независимых АЗС Красноярского края Михаил Кичайкин в разговоре с «ПМ» отметил, что сеть имеет огромное значение для региона — в первую очередь, ее ориентацией на малорентабельные территории.

«Заправки КНП есть не только в крупных населенных пунктах, но и в отдаленных районах края. Нефтяные компании и крупные частные сети не будут открывать там свои точки, так как это затратный и низкорентабельный бизнес. Тем не менее, в этих районах тоже живут люди, ведется сельскохозяйственная деятельность, работают муниципальные службы. Уход КНП будет означать для них необходимость ездить за топливом десятки километров, либо кратное удорожание и нестабильность поставок».

Продажа контрольного пакета акций КНП обсуждается властями последние 6-8 лет. Торги объявляли уже несколько раз, но откладывали по разным причинам. Среди основных претендентов упоминаются компании «Газпромнефть» и «Роснефть».

Некоторые высказывали опасения по поводу продажи: экс-депутат заксобрания края Всеволод Севастьянов заявлял, что новый владелец КНП может «закрыть нерентабельные заправки», из-за чего люди в отдаленных районах края «могут остаться без топлива».

Кроме этого, продолжает Кичайкин, КНП обеспечивает стратегические топливные нужды края — в том числе, северные.

«С точки зрения коммерции это далеко не всегда выгодно, так как оборачиваемость средств в этом процессе очень долгая, топливо нужно завозить на хранение сильно заранее. Плюс это сложный логистический процесс, которым должны заниматься опытные профессионалы».

Также, продолжает глава союза, КНП — основной поставщик топлива для муниципальных учреждений, хотя есть и другие. Монополизация этого рынка кем-то одним, говорит Кичайкин, привела бы к «коллапсу нефтепродуктообеспечения края и увеличению бюджетных трат на топливо на миллиарды рублей в год».

Всего у компании, по данным базы «Спарк», почти 700 контрагентов. Среди них в основном муниципалы, но есть и частники.

Нефтебазы и их проблемы

Помимо заправок, в крае закрываются и нефтебазы компании. Печально известная красноярская закрылась еще в конце 10-х, а в 2022 году закрылась еще и курагинская. Это, вместе с закрытием АЗС, приводит к сокращению рабочего состава — на 38 человек только за прошлый год.

Как говорят в компании, нефтебазы дороги в содержании и сложны в эксплуатации, поэтому КНП приходится оптимизировать их число. Так, логистика помогла перенести функционал курагинской нефтебазы на минусинскую.

Еще одна проблема, связанная с нефтебазами — экологическая. Уже несколько лет длится скандал с бывшей нефтебазой в Красноярске. В Енисей регулярно просачиваются нефтепродукты, а мэрия заявляет о «нефтяной линзе» на земле. Сам участок хотят продать за миллиард рублей.

Нефтяная линза — скопление нефтепродуктов в почве, когда часть отходов иногда просачивается в воду.

В КНП заявления мэрии о «нефтяной линзе» отвергают — утверждают, что нет заключений, которые бы подтверждали ее наличие.

«Все, что заявляют о территории бывшей нефтебазы в публичном пространстве конкретные люди и СМИ, которые не обладают информацией о реальном состоянии проблемы, не соответствует действительности. Наличие так называемой „линзы“ под участком не доказано ни одним геологическим исследованием. Наоборот, демонтаж резервуаров на бывшей нефтебазе показал, что все они располагались на бетонных основаниях большой толщины, которые абсолютно целы до сих пор, что исключает какие-либо утечки топлива в почву».

Ликвидация базы началась в 2019 году. Снос резервуаров закончился спустя год, сейчас на площадке убирают подземный трубопровод — уже выкопано три четверти труб.

Проект очистки участка одобрен в минэкологии края и находится на экспертизе в Росприроднадзоре. В этом году планируется закончить демонтаж остатков нефтебазы, закупить реагенты и оборудование для рекультивации — и начать саму рекультивацию. В том числе, собираются спроектировать защиту от попадания нефтепродуктов в Енисей

Деньги

Кичайкин говорит, что основной минус «Красноярскнефтепродукта» — его убыточность.

«Бренд КНП — один из сильнейших в крае, розничная сеть занимает практически монопольное положение, объемы хранения на нефтебазах максимальные в регионе. „Красноярскнефтепродукт“ — очень ценный актив, который может и должен приносить краю прибыль».

Но материальная база компании сильно изношена (по данным отчета за 2022 год, более чем на 54% — прим.ред.), а продажа заправок единственному собственнику может только навредить — и компании, и краю, утверждает эксперт.

«Сценарий перехода КНП под контроль крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании является худшим для края, так как разрушит многие логистические цепочки, еще более усугубит проблемы управления активами и, в перспективе, приведет к сильному увеличению бюджетных расходов. Покупка всего предприятия КНП одной частной организацией выглядит привлекательнее, но, с учетом потери социально-ориентированного направления, также приведет к потерям для края в связи с возможными закрытиями нерентабельных АЗС и нефтебаз».

Лучшим сценарием Кичайкин считает разделение активов и передачу их в управление частному бизнесу и вертикально интегрированным компаниям, но с сохранением краевого контроля.

Выручка компании за прошедший год составила 23 миллиарда рублей, чистая прибыль — почти 87 миллионов рублей. В целом денежные потоки сократились на 171 миллион по сравнению с прошлым годом. Здесь мы рассказывали о финансовых показателях подробнее.

"