Красноярский политолог Александр Чернявский в разговоре с «Проспектом Мира» заявил, что во времена, когда Александр Усс возглавлял заксобрание, краевой парламент был органом власти, который сыграл существенную роль в выстраивании сбалансированной системы сдержек и противовесов в Красноярском крае.
«В то время ЗС формировало свою собственную повестку. Это было связано с авторитетом и силой Александра Усса, а также с тем, что в заксобрании были такие „титаны ЗС“, как Алексей Клешко, Валерий Сергиенко, Всеволод Севастьянов и Юрий Абакумов», — отметил политолог.
По мнению Александра Чернявского, после ухода Усса краевой парламент измельчал и началось это еще с прошлого созыва.
«Если смотреть на состав заксобрания сейчас, то на данный момент фигуру подобного масштаба в ЗС я не вижу. На мой взгляд, именно уход Усса привел к тому, что сейчас законодательное собрание стало вторым номером в краевой власти. Не скажу, что это плохо, но основную повестку сейчас формирует исполнительная власть. И во многом по этой повестке движется и законодательная власть», — подчеркнул он.
Бывший красноярский чиновник и политтехнолог Алексей Аксютенко согласен с тем, что Александр Усс был эффективен на посту спикера законодательного собрания.
«Можно по-разному относиться к Уссу, но по крайней мере за краевой парламент не было стыдно. Усс реально умел контролировать депутатский корпус, он, кстати, успешно делает это и сейчас», — считает Аксютенко.
Александр Чернявский говорит, что в период губернаторства Александра Хлопонина в крае сформировалась идеальная ситуация, когда исполнительная и законодательная власть по политическому влиянию были практически равнозначны.
«В то время Хлопонин и Усс дополняли друг друга и от этого Красноярский край был сильнее. Если говорить о Льве Кузнецове и Викторе Толоконском, то я считаю их слабыми губернаторами. Во времена их губернаторства заксобрание было более авторитетным органом, чем правительство Красноярского края», — высказался политолог.
По мнению Чернявского, на данный момент в законодательном собрании края есть несколько сильных политиков: Алексей Кулеш, Владислав Зырянов, Елена Пензина, Ирина Иванова, Денис Терехов.
«На мой взгляд, в заксобрании есть профессиональные и компетентные люди, однако политиков, прошедших огонь, воду и медные трубы, явно не хватает», — сказал политолог.
Алексей Аксютенко считает, что с каждым новым созывом заксобрание теряет свою субъектность и «уважение избирателей».
«Масла в огонь подлили Сергей Попов [экс-вице-спикер заксобрания] и Роман Гольдман [экс-депутат ЗС], сбежавшие от своих избирателей на уютные заграничные виллы <…> Два видных представителя партии ЛДПР находятся в СИЗО [речь идет о депутатах Сергее Натарове и Александре Глискове] <…> Конечно, Додатко [спикер ЗС] не в полной мере может отвечать за такое поведение своих коллег, однако ситуацию это не меняет», — пишет Аксютенко.
Александр Чернявский согласен с тем, что истории с уголовными делами в отношении краевых парламентариев бьют по репутации депутатского корпуса. При этом он считает, что история с арестом Александра Глискова несильно ударила по репутации ЗС в отличие от ситуации с Романом Гольдманом.
«На мой взгляд, эти истории абсолютно разные. Глисков является сильным политиком и, находясь под арестом, продолжает позиционировать себя как депутат. Также в его адрес было сказано много слов поддержки. В отличие от Гольдмана, про которого я не услышал ни одного доброго слова за последние четыре месяца», — сказал Чернявский.
Чернявский оценил и качество законодательных инициатив. По мнению политолога, в период пандемии коронавируса и после начала СВО депутаты оперативно реагировали на вещи, связанные с актуальной повесткой. Однако чего-то прорывного сделано не было.
В конце политолог пожелал депутатам заксобрания работать сбалансированно, но при этом быть самостоятельными в формировании общественно-политической повестки в Красноярском крае.