Posted 17 июня, 10:42
Published 17 июня, 10:42
Modified 17 июня, 10:57
Updated 17 июня, 10:57
Кандидат технических наук, экс-преподаватель кафедры технического регулирования и метрологии Аэрокосмического колледжа СибГАУ имени Решетнева Сергей Кургуз в интервью Ngs24.ru рассказал, чем опасно строительство метро для красноярцев.
По его словам, Красноярск является радоноопасной территорией и строительство метрополитена, а также его использование может привести к ухудшению радоновой обстановки.
Судя по карте радоновой опасности, радоновый фон в десятки раз превышает допустимые нормы в Центральном, Железнодорожном и части Октябрьского районах, а также в пределах Бобрового лога.
Сергей Кургуз рассказал, что радон является дочерним продуктом распада элемента радий-226. А радий-226 — это дочерний продукт распада природного урана.
«Исторически Красноярск стоит на месте, где на большой глубине много пород с повышенным содержанием урана. Уран распадается, постоянно выделяя газ радон, который поднимается к поверхности земли, концентрируется в подвалах и на первых этажах жилых домов», — сказал он.
Ученый объяснил, что опасен не сам радон, а продукты его распада в виде невидимой пыли из полония, висмута и свинца. Это мощные канцерогены, которые вызывают рак легких и трахеи.
По словам кандидата технических наук, после строительства метро радоновая обстановка может ухудшиться в жилых домах, которые расположены рядом с тоннелями. В самой большой опасности находятся здания в центре Красноярска, где находится старая застройка.
Ученый объяснил, что во время эксплуатации метро при вибрации происходят подвижки грунта, появляются микротрещины в фундаментах и конструкциях, что повышает газопроницаемость в десятки раз.
Чтобы избежать проблем с высвобождением радона и его концентрацией в жилых домах, ученый предлагает обследовать подвальные помещения, а также улучшить изоляцию и установить вентиляцию.
При этом для метростроителей радон не опасен, так как во время работ из-за высокой влажности активно работает вентиляция.
Сергей Кургуз отмечает, что пока все находится на стадии проектирования, можно сыграть на опережение и обезопасить жителей. Однако он подчеркивает, что это достаточно дорого и сложно.
«Проблема радона крайне неприятная и для властей, и для строителей. Им, может быть, хотелось бы ее не замечать, но проблема есть», — резюмировал он.