Posted 18 марта 2021,, 10:00

Published 18 марта 2021,, 10:00

Modified 29 мая 2023,, 10:28

Updated 29 мая 2023,, 10:28

Томский феномен: как газопровод избавил сибирский город от «черного неба» — и каких еще труб там не хватает

18 марта 2021, 10:00

«Проспект Мира» вместе с телеканалом «Прима» и известным красноярским фотографом Сергеем Филининым продолжает экологический рейд по городам Сибири.

После Кызыла и Абакана мы отправились на запад: побывали в Кемерово, а теперь заехали в Томскую область, где, несмотря на соседство с Кузбассом, углем почти не пользуются.

Жизнь по Некрасову

Томск на въезде со стороны Мариинска встречает гостей хвойными посадками, типовыми новостройками и обширным частным сектором — что-то среднее между красноярскими Академом, Солнечным и Николаевкой. А вот небо, в отличие от Красноярска, синее, и даже частные дома не чадят.

Чтобы понять причины такой разницы, нужны, конечно, комплексные исследования. Но очевидно: газификация играет в плюс. За неполные 10 лет, по официальным данным, здесь построили 809 километров газопроводов. В самом Томске легко дышится даже рядом с городской ГРЭС: в паре километров от электростанции находится редакция госканала «Томское время», журналистов есть свой выход на крышу (чем не экомониторинг?), а летом тут даже ставят бассейн.

По словам работников канала, проблемы грязного воздуха в городе нет вообще. На весь Томск — два датчика мониторинга вредных веществ, никаких превышений они, как правило, не фиксируют.

«Томск газифицирован, газифицируется он с 2012 года, как раз когда пришел губернатор (Сергей Жвачкин, бывший гендиректор ряда газпромовских предприятий. — ред.) и заключил соглашение с «Газпромом», — рассказывает журналист «Томского времени» Александр Стучебров. — Корпорация строит за свой счет основные магистрали, и тут уже подключается регион в плане строительства внутрипоселковых веток. И сами жители, когда до них доводят газ, за свой счет устанавливают оборудование».
Александр Стучебров

«Томская генерация», которая владеет двумя основными городскими ТЭЦ и одной ГРЭС, производит 98% всей тепловой энергии, которой снабжается Томск. Станции работают и на угле, и на газе (в процентном соотношении это около 27% и 73% соответственно).

Но выбросы, по словам и. о. техдиректора компании Сергея Кузьмина, очень низкие даже при работе на угле — на очистных установках остается более 99,5% золы. Из труб, говорят в «Томской генерации», выходят углекислый газ и водяной пар. Высокий процент очистки, уточняет Кузьмин, сохраняется из-за установки влажных золоуловителей.

Сергей Кузьмин

Интересно, что и жители города, и представители компаний, и чиновники ориентируются примерно на один показатель — цвет дыма из трубы на ГРЭС. Чистый белый или прозрачный — газ, серый — уголь, а черного тут практически не бывает.

«Сейчас только во время сильнейших морозов подключают резервную угольную котельную, специально есть запас угля на год, — рассказывает томский эколог, член областной общественной палаты Сергей Жабин. — Но в основном газ. И это великое дело, воздух стал намного чище».

Эколог уверен, газификация — результат особых отношений нынешнего губернатора и «Газпрома». «Получается, что если есть хорошие отношения — то и начинают газификацию. Мы же живем по Некрасову: вот приедет барин, барин сам увидит, что плоха избушка, и велит дать лесу, думает старушка», — рассуждает Жабин.

Газ не для всех

В Томске довольно много частного сектора, но расположен он островами — примерно как в Красноярске. Большинство частных домов либо подключены к центральному отоплению, либо к индивидуальному через газопровод, либо топятся дровами — целых микрорайонов, топящих печи углем (как в Красноярске), тут нет.

Частный дом пенсионера Юрия Шлыковича отапливается газом. Очень тепло, около 24 градусов. Пол и другие поверхности заставлены горшками с комнатными цветами — растениями увлекается супруга пенсионера.

Юрий Шлыкович

Шлыкович говорит, что за газ в своем небольшом домишке он платит около 500 рублей в месяц. И хотя на оборудование пришлось брать кредит — оно обошлось примерно в 120 тысяч рублей — пенсионер не жалуется:

«Газ — это очень удобно. Зря бояться не надо. Во-первых, экономично, во-вторых, выхлопов, гари нет, угля не топится. Но у людей тоже не всегда деньги есть — кому-то на это субсидии платят, кому-то нет. Я брал кредит, но уже рассчитался».

К газу в индивидуальном порядке в Томске подключаются не только частные домовладения. В нескольких многоэтажных домах в городе установлены собственные газовые котлы. Жители платят только за электричество и холодную воду.

Молодая мать Мария Петровская говорит, что это «безумно выгодно» — на 50 квадратах полная платежка за все коммунальные услуги выходит в 5 тысяч рублей в самый холодный сезон. Кроме того, нет проблем с началом отопительного сезона и его окончанием, а также с интенсивностью отопления в квартирах.

«Нам завидует весь город, мы безумно счастливы, что купили тут квартиру, — говорит Мария. — У друзей, кто живет на центральных улицах, платежки и по 10 тысяч бывают, с такой же квадратурой. У свекрови 70 квадратов — 10 тысяч за январь вышло только за отопление».

Впрочем, пока не все районы Томска подключены к газу. Включенный в состав города поселок Степановка газифицирован лишь частично, ветка не доходит до части домов. Трубу здесь обещают проложить в ближайшие годы — уже есть проект и документация. Но местный житель Степан Беляев говорит, что перспективу подключения к газу он оценивает так же, как и в последние тридцать лет — «слабо верится».

«Мой тесть живет тут с 88-го. И все время, что он здесь живет, ждет, когда газификацию по его улице сделают. На протяжении многих лет говорят, что деньги выделят, но потом что денег не хватило. Мы даже хотели сложиться всей улицей, провести ветку за свой счет — нам отказали», — рассказывает Степан.

Замгендиректора по капстроительству ООО «Газпром газораспределение Томск» Дмитрий Вейс оперирует цифрами — в городе к газу подключены около 13 тысяч индивидуальных домовладений и около 20 тысяч квартир. Запрос на газификацию, по словам Вейса, большой, но процесс его удовлетворения — небыстрый.

Дмитрий Вейс

Кроме Степановки, сети газоснабжения ждут в поселках Лоскутово, Кузовлево, Штамово, Спутник и ряде других. Оба капстроительных департамента — и городской, и газпромовский — заявляют, что вопрос газификации упирается в деньги. На какие территории и цели их выделять, определяет областная дума, но совсем не факт, что на газификацию той же Степановки направят средства в этом или следующем году — у Томска очень дефицитный бюджет.

Дело дурно пахнет

Хоть в городе и нет проблем с чистотой воздуха, есть проблема с его запахом. Эколог Сергей Жабин много лет занимается этим вопросом. По его словам, в Томске нет нормальной центральной канализации, многие жилые дома и даже учреждения до сих пор пользуются выгребными ямами и услугами ассенизаторов.

Сергей Жабин

Особенно неприятно в городе пахнет в жаркие летние дни, но и зимой около канализационных люков стоит специфический запах.

«Люди начали ощущать эти запахи, когда у нас стали вырубать городские леса, которые выполняли защитную функцию, — рассказывает эколог. — И все говорили, что это сельхозпредприятия, агрокомплексы. Но я считаю так: свинина должна пахнуть свининой, и куры точно так же. Сельхозпредприятия находятся в 30 километрах от Томска. Я прежде всех сказал — не надо все сваливать на них. Губернатор организовал комиссию по запахам, я их привез на Воскресенскую гору. Это центр города Томска — и там на любом люке канализации чувствуешь эту вонь».

Жабин утверждает, что комиссии по запахам он тогда показал около 50 локальных источников запаха. У существующих сетей состояние неважное — по утверждению Жабина, некоторым из них по 40–50 лет и они почти не модернизируются, все механизмы работают на ручном управлении, и это часто становится причиной коммунальных аварий.

* * *

Так город и живет: счастливые пользователи газа и печальные — печей. Зимой Томск дышит свежим воздухом, а летом пытается понять, кто же все-таки виноват в неприятном запахе — свиньи в пригородных агрокомплексах или неразвитая канализация.

"