Posted 17 апреля, 12:29
Published 17 апреля, 12:29
Modified 17 апреля, 12:31
Updated 17 апреля, 12:31
В конце февраля во время послания Федеральному собранию Владимир Путин предложил разрешить школьникам пересдавать по своему желанию один предмет по ЕГЭ перед поступлением в вуз в том же году. Он назвал это «вторым шансом» для выпускников.
«Механизм ЕГЭ должен совершенствоваться. Что я предлагаю на этом этапе? Предлагаю сделать еще один шаг в этом направлении — дать выпускникам, что называется, второй шанс, а именно: по выбору самого ученика предоставить ему возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов и сделать это до конца приемной кампании в вузы».
Возможность пересдачи ЕГЭ существовала и раньше, но только при определенных условиях. На пересдачу в резервные дни в том же году могли претендовать выпускники, которые не набрали минимальный балл для получения аттестата по одному из двух обязательных предметов: русскому языку или математике.
Пересдача в резервные дни еще допускалась:
В остальных случаях предметы по выбору пересдавались только в следующем году.
На официальном портале проектов нормативно-правовых актов разместили проект совместного приказа Минпросвещения и Рособрнадзора об изменениях в расписании ЕГЭ-2024.
Основной этап сдачи ЕГЭ:
Пересдачи:
Те, кто решат пересдавать экзамены 4 и 5 июля, узнают результаты «в сроки, позволяющие своевременно подать заявления в выбранные вузы». Остальным станут известны итоги до 1 июля.
Учитель истории и обществознания Татьяна Кальчина сказала корреспонденту «Проспекта Мира», что это «спорный вопрос».
«Я наблюдатель на экзамене и вижу стресс, который испытывают дети во время написания. Случаются срывы, так как дети думают, что на этом все закончится. В принципе такая возможность [пересдача — прим.] даст детям чуть расслабиться во время экзамена и сосредоточиться. Но при этом дети, которые не готовятся, будут надеяться на эту попытку. А по сути это только чуть отодвинет получение результатов. Кроме того, для самих наблюдателей и проверяющих прибавится работы».
«ПМ» спросил выпускников, как они относятся к возможности пересдать ЕГЭ. Они посчитали, что пересдача — это хороший шанс для тех, кто хочет улучшить результат.
«Это хорошая возможность исправиться. Но есть ли в этом какой-то смысл? Вдруг с вариантом ЕГЭ не повезет или результат будет хуже? Я считаю, что требования к гуманитарию просто нужно чуть-чуть снизить».
«Второй шанс пересдать ЕГЭ — это хорошая возможность повысить свои баллы и поступить на бюджет».
Но кто-то решил, что с нововведением поторопились.
«Считаю, что такое нововведение нужно делать минимум со следующего года. Это поменяет структурно расписание экзаменов, а также стратегии учеников по подготовке. Мне не особо нравится второй шанс, но я понимаю, что если чересчур переволноваться в один день и написать экзамен очень плохо, то это не будет крест на всем пути подготовки».
В марте группа депутатов от ЛДПР разработала законопроект, который предлагает отменить обязательную сдачу ЕГЭ и дать право выбора между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами.
Однако первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга в беседе с «Лентой.ру» отметил, что депутаты вряд ли примут законопроект.
Выпускники, с которыми поговорил «ПМ», не поддерживают отмену ЕГЭ или не видят в этом смысла.
«Я считаю, что отмена ЕГЭ возможна лишь в том случае, если обычные выпускные экзамены будут сдавать те, кто не идёт в высшее учебное заведение, а возможность подавать документы в вузы будет предоставлена только выпускникам, выбравшим сдачу ЕГЭ».
«Для меня разницы нет: ЕГЭ или вступительные, в некоторых вузах вступительные могут проводиться в формате ЕГЭ, возможно, такого контроля не будет, но уровень сложности будет тот же, поэтому я нейтрально отношусь к данной теме».
«Я отрицательно отношусь к полной отмене ЕГЭ, так как он позволяет ученикам поступить на бесплатное обучение на конкурсной основе».
При этом выпускники поделились, что на подготовку к ЕГЭ у них уходит много времени и сил.
«Я усиленно готовлюсь к экзаменам. Без этого не проходит ни один день. В школе учителя уделяют много времени для ЕГЭ. Почти весь учебный процесс мы изучаем типовые задания и решаем их. У меня есть онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ по математике и информатике, на которые со мной записана почти половина одноклассников. Они дают дополнительные 10 часов в неделю теоретических вебинаров и 10-20 часов самостоятельного изучения».
Уроков в школах, как считают школьники, недостаточно — приходится брать дополнительные занятия.
«К ЕГЭ готовлюсь в онлайн-школе и с учителями. Подготовка идет тяжело, в КИМы добавляют много новой и, на мой взгляд, ненужной информации. Подготовка в школе относительно нормальная. В русском языке я уверена на все 100%, а вот в остальных предметах не очень. Волнуюсь очень сильно. Вроде и понимаю, что ЕГЭ не решает жизнь, но все-таки будет очень обидно сдать плохо после стольких усилий. Мои одноклассники так же готовятся в онлайн-школе и посещают школьные курсы и репетиторов».
И даже большое количество дополнительных уроков не помогает избежать волнения перед экзаменами.
«Занимаюсь в онлайн-школе, решаю тесты и учу необходимый для экзаменов материал. Есть онлайн-курсы и английская школа. На подготовку уходит много времени и сил. Есть волнение, потому что нужно знать много тем и хорошо в них разбираться, попадаются сложные варианты».
Детский психолог Арина Ткачук в разговоре с «ПМ» сказала, что считает формат тестирования, как в ЕГЭ, неправильным.
«Заметно снизился уровень грамотности и умение считать без помощи калькуляторов. Молодые люди испытывают трудности в области коммуникации, снижена способность адекватно выражать себя в общении. ЕГЭ — это такой своеобразный опыт в российском образовании на выживаемость детей и психологическое здоровье семей», — полагает специалист.
Арина Ткачук считает, что из-за ЕГЭ нагрузка и давление на детей и их психику увеличиваются в разы. По мнению психолога, достижения школьников лучше оценивать через защиту ими исследовательских проектов.
«Пока же единственный критерий оценки качества образования по результатам ЕГЭ вынуждает общеобразовательные учреждения ориентироваться не на психологическое благополучие ребенка и его качество жизни, а на академическую подготовленность в ущерб здоровью. И у меня, как у психолога, работающего с детьми, которым сдавать ЕГЭ и ОГЭ, только один вопрос к родителям и взрослым, работающим в сфере российского школьного образования: вам детей совсем не жаль?»
Педагог и преподаватель математики Игорь Жаборовский рассказал корреспонденту «ПМ», что страх перед экзаменом зачастую бывает полезным, он мотивирует к более тщательной подготовке. Но его паническая, бесконтрольная форма может привести к печальным последствиям.
Педагог подготовил несколько советов, как справиться со стрессом перед экзаменом.
Люди, которые говорят о важности ЕГЭ, в первую очередь переживают сами. Можно рассказать окружающим о своих переживаниях и так будет легче справиться с ними. Можно медитировать, выполнять упражнения на дыхание, с помощью которых получится дольше сохранять самообладание.
Педагог отмечает, что жизнь не заканчивается, если не сдать экзамен, и это важно понимать. В мире достаточно курсов, которые можно пройти, профессий, на которые можно устроиться без опыта, и компаний, которые готовят хороших специалистов с нуля.
Если вы не поступите в вуз мечты, можно выбрать быть тот университет, у которого требования пониже. Это будет спасением, если все пойдет не по плану.
Можно составить расписания занятий, решать пробные варианты на время. Стоит работать четко, а не инстинктивно. Это поможет освободить много времени на мысли о себе и не даст зациклиться на стрессе.
Можно использовать различные техники тайм-менеджмента в своей подготовке. Например, метод «Помодоро». Он заключается в том, чтобы чередовать 25 минут активности с 5 минутами отдыха.
Чтобы быть уверенными в результатах, стоит быть уверенными в себе. Репетиторы в этом могут помочь.
Психолог Кира Гольдштейн рассказала «ПМ», что первая реакция родителей влияет на состояние ребенка.
«Главное — поддержать! Уже поздно устраивать вздорные разговоры. Фразы типа „а я тебе говорил“, „не слушал нас, вот теперь пожалей“ — совершенно неуместны. Важно сохранять спокойствие и донести до ребенка, что независимо от результатов экзаменов жизнь продолжается. Помните, судьба ребенка не решается в этот самый день — впереди многое предстоит сделать».
Психолог предложила вариант диалога, который будет полезен в такой ситуации:
«Да, это неудача, да, это меняет наши планы. Но это не конец света. Это просто трудность, и ты в силах ее преодолеть. Рассматривай это как первую ступень на пути к своей цели. Мы сейчас должны обсудить, что дальше. Твои планы. А пока давай отдохнем. Ты ведь хорошо поработал в этом учебном году. Какие у тебя идеи?»
Главное, отмечает специалист, не оставлять ребенка без внимания.