В 2023 году компания «Мовиста регионы Красноярск» заключила с мэрией концессионное соглашение. По условиям договора, москвичи на 20 лет получали в пользование трамваи и трамвайную инфраструктуру города, а взамен должны были отремонтировать 16 километров путей и построить 30 километровую ветку до Солнечного, реконструировать трамвайное депо и приобрести 50 двухсекционных низкопольных трамваев.
В июне 2024 года стало известно, что соглашение расторгнут. После «согласительных процедур» с компанией «Мовиста регионы Красноярск» мэрия подала иск в Арбитражный суд — для определения условий расторжения договора в судебном порядке.
Мэрия высказала свою позицию в иске. Там указано, что «Мовиста» не смогла выполнить несколько обязательств. Например, компания якобы несвоевременно прислала копию кредитного соглашения, которое москвичи заключили с ВЭБ.РФ.
В иске мэрия утверждает, что компания хотела возложить на городской бюджет дополнительные финансовые обязательства, которые не были предусмотрены соглашением.
Позицию «Мовисты» публикует «7 канал Красноярск». Директор компании Николай Петров, заявил, что организация «выполнила все свои обязательства» и ждала подписания документов со стороны мэрии.
«Со стороны „Мовисты“ мы выполнили все обязательства. Мы подписали кредитное соглашение с финансирующей организацией ВЭБ РФ. Подписали договор акционерного займа с учредителями. Со стороны города не было подписано прямое соглашение с финансирующей организацией. И до сих пор не получена субсидия от федерального центра», — заявил Петров.
По условиям договора, «Мовиста» должна была модернизировать сеть за счёт кредитных средств от фонда ВЭБ.РФ. Возвращать платежи по кредиту пришлось бы муниципалитету. В 2022 Контрольно-счётная палата Красноярска рекомендовала администрации отказаться от концессии, так как Красноярск принимал на себя обязательства на сумму свыше 51 миллиарда рублей.
Однако директор красноярской «Мовисты» назвал другие цифры вложений. По его словам, сумма составляла 23 миллиарда рублей. Петров заявил, что 30% этой суммы покрывали бы субсидии из бюджета РФ, 7,5% — средства инвесторов, а 62,5% — кредитные.
При этом ВЭБ.РФ был согласен выделить кредит по сниженной ставке — менее 6%.
«В современных условиях это, по сути, бесплатно. ВЭБ.РФ подобным образом финансирует десять проектов», — отметил Петров.
Чтобы средства перешли к подрядной организации, говорит директор, со стороны города и региона должны были подписать документы финансового закрытия и соглашения с ВЭБ.РФ.
Первое гарантировало бы, что стороны выполнили все свои финансовые обязательства. Но подписание финансового закрытия невозможно без другой процедуры — передачи денег из федерального бюджета муниципалитетам.
«Для того чтобы мы подписали финансовое закрытие, субсидия должна быть доведена до муниципалитета. Сначала она доводится от федерального центра до края, а дальше Красноярский край и город должны были подписать постановление о предоставлении субсидии, между собой совершить бюджетный трансфер и довести эти средства до муниципалитета. Вот эта часть не была сделана», — говорит Петров.
Второй документ является страхующим для кредитора и гарантирует возврат средств. Как отметил директор, подобные документы являются типовыми и не меняются.
«Красноярск отказался подписывать этот документ в редакции, которую устраивала финансирующую организацию. Поэтому дальше у нас не могло пойти ни получение федерального финансирования, ни получение заемного финансирования, — заявил Николай Петров.
Ранее, в апреле 2024 года, мэр Красноярска Владислав Логинов говорил об этих документах. Он заявлял, что их нужно изменить — исключить из концессии участок путей на Красрабе, где сейчас идет ремонт, и заменить его на другой.
Ремонт на Красрабе финансирует город, хотя изначально им должна была заниматься на свои деньги «Мовиста». Логинов объяснял это тем, что работы нужно было провести «срочно»: поэтому город выделил деньги, «не дожидаясь реализации концессии».
В «Мовисте», утверждает директор, не стали ждать подписания документов и начали проектирование предстоящей сети. К моменту заявления о расторжении концессии якобы удалось спроектировать и одобрить в госэкспертизе первый участок линии длиной в пять километров — от Предмостной площади.
«По сути, у нас готовый полный пакет документации на первый этап, частично была готова документация на второй и третий этапы. То есть объём выполненной проектной документации был достаточно значительный. Нам не были переданы земельные участки».
По словам Петрова, именно «Мовиста» была инициатором расторжения соглашения.
Он заявил, что заложенные в проект параметры «попадали под большие риски» из-за долгого решения финансовых вопросов. После первого квартала 2024 года, заявил директор, реализация концессии стала невозможной.