По словам Владимира Путина, штаб-квартиры крупных госкомпаний должны находиться по месту осуществления основной производственной и операционной деятельности организации. Особое внимание Путин предложил обратить на Урал, Сибирь и Дальний Восток. Ожидается, что это укрепит экономические возможности регионов. Одним из позитивных примеров такого «переезда» президент называл релокацию «Русгидро» из Москвы в Красноярск.
«Проспект Мира» узнал у политологов, нужно ли это самим госкомпаниям и в каком формате они могут переехать в регионы. Также эксперты оценили, может ли это предложение стать одним из шагов для переноса столицы в Красноярск или Новосибирск?
В разговоре с «ПМ» бывший красноярский чиновник, политконсультант Алексей Аксютенко отметил, что в целом идея с точки зрения позиционирования правильная, но с точки зрения реализации вызывает много вопросов.
«Чем дальше от Москвы и чем больше разница во времени, тем меньше вероятность того, что крупные корпорации переедут в регионы. Компаниям необходимо оперативное управление и разница во времени — серьезная проблема.
Я работал на Дальнем Востоке и понимаю, как дальневосточники относятся к задачам, которые ставят москвичи. Семь-восемь часов разницы во времени — серьезный разрыв в коммуникациях. С точки зрения управления этими компаниями — а управляться они в любом случае будут из федерального центра — возникнет ряд проблем».
По мнению Алексея Аксютенко, предложение Владимира Путина о переезде госкомпаний в регионы является частью предвыборной кампании. Он предложил относиться к подобного рода инициативам, как к обещаниям бывшего министра обороны Сергея Шойгу о строительстве нескольких новых городов в Сибири.
«Я уверен, что у Путина есть свои мотивы для этого. Но это все-таки часть позиционирования одинакового внимания президента ко всем регионам России. Насколько это нужно самим компаниям, думаю, мы все понимаем. Никому это неинтересно».
При этом Аксютенко подчеркнул, что, если такое решение уже принято, то его все же придется исполнять.
Аксютенко подчеркивает, что сделать единый часовой пояс для всей страны невозможно. Поэтому у Екатеринбурга (разница с Москвой +2 часа) шансы выше, чем у Красноярска (разница с Москвой +4 часа). У Красноярска шансы выше, чем у Хабаровска и Владивостока (у обоих городов разница с Москвой +7 часов).
Если выбирать между Новосибирском и Красноярском, утверждает Аксютенко, то именно в Красноярске представлено больше финансово-промышленных групп. Поэтому есть все шансы, что в город переедут крупные компании.
По словам бывшего красноярского чиновника, несмотря на то, что «Русгидро» покупает квартиры и офис в Красноярске, на данный момент все это выглядит очень иллюзорно.
«Мы видим, как Владимиру Путину приходится по несколько раз напоминать им о переезде в Красноярск. Компания не очень торопится. Видимо, в „Русгидро“ не сильно готовы и рады этому предложению. Однако, если Путин заявил об этом, то им придется переехать. Но в каком формате это произойдет — формально или реально — пока есть определенные сомнения».
Красноярский политолог Александр Чернявский в беседе с «ПМ» отметил, что главным критерием для переезда госкомпаний в регионы будет экономическая целесообразность.
«Если мы говорим о Красноярском крае, то сейчас идет речь только о „Русгидро“ и „Русале“. Возможно, в ближайшие годы мы увидим другие крупные компании, у которых есть свои интересы в крае», — заявил Чернявский.
В 2022 году на Красноярском экономическом форуме основатель «Русала» Олег Дерипаска предлагал делегировать часть управления страной для выхода на азиатский рынок непосредственно в Сибирь: «Зачем столько летать?».
Аксютенко полагает, что, если «Русгидро» переедет в Красноярск, то большую часть сотрудников наймут среди жителей региона. Это дешевле с точки зрения фонда оплаты труда, так как зарплаты у одних и тех же специалистов в Москве и Красноярске разные.
«На мой взгляд, руководство крупных компаний, в частности „Русгидро“, вряд ли будет жить в Красноярске. Высший менеджмент останется в Москве и будет работать в Красноярске вахтовым методом.
Одной из основных проблем города является экология и люди, которые серьезно обеспечены в финансовом плане, едва ли захотят тратить свое здоровье в такой неблагоприятной обстановке. К тому же люди привыкли существовать в одном часовом поясе и разрыв в четыре часа будет некомфортен».
Алексей Аксютенко считает, что это утопия и перенос столицы возможен только в случае серьезной военной угрозы для Москвы.
«Перенос столицы — очень затратная история. Это было бы эпохальным и историческим решением. В этом есть логика — перенос столицы в географический центр страны. Но я думаю, что на текущий момент никто не пойдет на это. Слишком много завязано на центральном регионе. Также есть большое количество минусов, среди которых экологические проблемы Красноярска.
В ближайшие 5-10 лет вряд ли произойдет перенос столицы. В стране есть гораздо более важные проблемы, чем это. Только если не случится какая-нибудь враждебная экспансия и под Москвой будут стоять натовские танки. Но я думаю, что этого не произойдет».
Красноярский политолог Александр Чернявский согласен с тем, что у идеи о переносе столицы есть рациональное зерно. Однако он считает, что вряд ли она всерьез обсуждалась и прорабатывалась.